Ребенок боится других детей: советы психолога

Что делать, если ребенок до 2-3 лет боится детей и посторонних людей: советы психолога

Каждый ребенок переживает в своей жизни определенные страхи, которые появляются у него по мере взросления. Среди естественной боязни наказания, смерти, потери мамы, не последнее место занимает страх перед незнакомыми людьми и другими детьми. Малыши в 3-4 месяца благоволят только к тем, кого хорошо знают и к кому привыкли, к 8 месяцам ребенка начинает пугать чужая обстановка. Усиливается и недоверие к чужакам. Постепенно страхи отступают, в 14-18 месяцев они социально адаптируются и спокойно воспринимают незнакомцев, прекрасно ладят с другими детьми. Почему же в определенное время ребенок боится чужих людей, в чем причины его страха?

В период младенчества страх ребенка к другим людям – нормальное явление, но, чтобы это не продолжалось длительный период, родителям необходимо помочь малышу научиться общаться

Когда проявляется боязнь чужих людей?

Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.

Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.

Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?

Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:

  1. Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
  2. Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
  3. Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
  4. При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
  5. Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
  6. Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.

Начинать общаться со сверстниками малышу необходимо как можно раньше

Проблемы общения с другими детьми

Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.

Как помочь ребенку перестать боятся детей?

Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:

  • чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью;
  • проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые;
  • позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно;
  • сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него;
  • позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.

Постоянная опека родителей только мешает общению детей, нужно знать меру, чтобы ребенок понимал, что он под защитой мамы, но и сам мог решать, как защитить себя

Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.

Какие причины провоцируют страхи?

Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:

  • что можно делать с другими детками;
  • как с ними играть;
  • как взять или попросить чужую игрушку;
  • как не отдавать свою игрушку;
  • как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.

Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.

Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?

Доктор Комаровский считает, что преодолеть страх перед посторонними людьми сложнее, чем его предупредить. Согласны с ним и детские психологи, и опытные родители. Советы Комаровского сводятся к трем важным шагам, которые способны помочь родителям убрать страхи ребенка уже в год, чтобы в 5 лет он был полноценным участником товарищеских игр. Следуя советам известного педиатра, вы можете предупредить формирование проблемы и облегчить вашему сокровищу жизнь.

Три мудрых шага:

  1. Воспитываем в ребенке здоровую самоуверенность. Любовь и доверие помогут вам в этом. Если ваше сокровище проявляет инициативу, совершает что-то самостоятельно, малыш чувствует себя нужным и важным. Откликнитесь на его усилия любовью, покажите ему, что вы любите его всегда, даже если у него что-то не получается. Скажите, что вы верите в него, что все у него получится. Старайтесь не выявлять явно свой страх за малыша, когда он забирается на высокую горку или пытается налить себе компот в стакан. Покажите крохе, что вы ему доверяете, не растите в нем неуверенность в собственных силах, иначе после, когда он будет общаться с другими детьми, его неуверенность проявится сильнее.
  2. Развиваем самостоятельность. Выстраивайте опеку над малышом в разумном количестве. Если ваш отпрыск избегает игр с другими ребятишками, поиграйте с ним немного сами, но заметив, что кроха пошел на контакт, отойдите в сторону. Решайте конфликты между детьми мудро и спокойно, подавая карапузу правильный пример. Набираясь опыта, он быстро научиться вести себя грамотно, и перестанет бояться, понимая, что у него есть два защитника: мама и он сам.
  3. Убираем страх перед другими детьми. Расширяйте круг общения сына или дочки. Приглашайте знакомых с детьми к себе домой, устраивайте общие праздники и игры. Запишитесь на спортивные или интеллектуальные курсы для детей и родителей, будьте сами общительны и активны. Если ребенок выделил кого-то из детей и с удовольствием с ним общается, поощряйте их дружбу. Посещайте зоопарк и детские площадки, где всегда много детей, чтобы кроха смог привыкнуть к тому, что он не один во вселенной, что есть еще детки, и они совсем не страшные, с ними можно общаться и играть.

Важные выводы

Главное, не отчаиваться, если ваше чадо не сразу идет на контакт. Наберитесь терпения, будьте рядом, объясняйте, поддерживайте, хвалите ребенка за любую, даже самую крохотную попытку сближения с другими малышами. Никогда не подталкивайте и не заставляйте вашего малыша общаться и играть с незнакомыми ему детьми, подождите немного, пусть его природное любопытство и тяга к общению возьмут верх над страхом, мудро поддерживайте ваше сокровище.


Ребенок боится других детей: советы психолога

Иногда родители могут замечать, что ребенок боится других детей. Конечно же, в идеале малыш должен легко общаться со сверстниками, а не сторониться их. Взаимодействуя с другими детьми, кроха быстрее находит свое место в обществе.

Определите ситуацию

Мировосприятие ребенка и взрослого сильно отличается, поэтому когда кроха избегает общения, на то есть свои причины. Если рассмотреть ситуацию детского сада, школы или другого коллектива, то иногда это может быть первый негативный опыт, который влияет на формирование поведения малыша. Дома родители окружают свое чадо любовью и заботой, и такого же отношения он ждет и от других.

Если ребенок боится других детей, то, возможно, его где-то обидели, и он теперь не знает, как построить общение. Со стороны родителей необходимо принять меры, чтобы исправить ситуацию.

Что должно насторожить:

  • когда малыш чувствует себя в безопасности только на пустой детской площадке;
  • кроха играет отдельно от других сверстников, хотя они находятся рядом;
  • чадо только наблюдает за детьми и убегает при приближении любого ребенка.

Если ваш малыш стал бояться своих сверстников, то при желании родители сами могу решить данную проблему, без участия психолога.

Мамина опека

Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.

Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.

Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.

Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.

Закладываем правильную модель поведения

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдет в любой коллектив. Вам необходимо помочь ребенку развить общительность и заложить необходимую модель поведения.

Адаптация среди детей прекрасно проходит на развивающих занятиях, в игровых центрах, на прогулочных площадках. Ходите с крохой в гости к вашим знакомым, у которых также есть дети. Приглашайте к себе домой сверстников вашего малыша. Научите ребенка быть гостеприимным и уважать порядок у других.

Помогите малышу познакомиться с другими детками, покажите, что не стоит их бояться. Если возникла спорная ситуация на игровой площадке, малыш должен почувствовать поддержку с вашей стороны, что придаст ему уверенности и храбрости.

Иногда конфликт возникает из-за того, что ребенок не стал делиться игрушками. Вы должны уважать его чувство собственности и не заставлять. Другому малышу лояльно объясните, что это ваши вещи, допустим лишь обмен, если на это согласится хозяин.

Если ваше чадо обидели, станьте на его защиту, сделав замечание обидчику. Кроха должен понимать, что в сложных ситуациях ему нечего бояться, за него обязательно заступятся близкие.

Страх или застенчивость?

Для начала необходимо выяснить, почему малыш стал сторониться сверстников. Это не обязательно должен быть страх, возможно, это связано с его типом темперамента. Ребенок может быть стеснительным и предпочитать не шумную компанию, а дружбу лишь с одним малышом. Активность и напористость могут не быть присущими вашему чаду.

Проанализируйте свое поведение и честно ответьте на вопросы:

  • чувствует ли малыш себя дома личностью;
  • показывает ли он индивидуальность или выполняет четкие рекомендации родителей;
  • может ли малыш настаивать на своем мнении или все решают взрослые;
  • во время прогулок и общения с другими малыш отвечает сам или за него это делают родители;
  • позволяете ли вы отпрыску самостоятельно играть на площадке или держите его постоянно за руку и рядом, ограждая от всех неприятностей.
Читайте также:  Кризисы у детей по годам 1 3 7 14 17 лет

Если проанализировав ситуацию, вы поняли, что это не застенчивость, а страх, и кроха действительно боится детей, тогда нужно приступать к активной помощи. Присмотритесь к малышу – как он реагирует на различные ситуации? Помогут вам сказки, картинки, книги и обсуждение разных моментов, где вы все-таки выясните причину страха. Малыш что-то услышит или увидит и обязательно покажет свой дискомфорт.

Развиваем общительность

Если ребенок стал бояться других деток, то исправить ситуацию можно только огромной любовью и пониманием его внутреннего состояния.

Если речь идет о застенчивости, то малышу необходимо повышать самооценку. Как это сделать? Хвалите дитя, старайтесь дать ему больше свободы в принятии самостоятельного решения. Убедите его, что с ним играть интересно и увлекательно. Если вы слишком жестки с малышом, то признайте это и постарайтесь поменять свое поведение. Если ребенок сделал что-то плохое, мягко объясните ему, почему это нельзя делать.

Если причиной отчужденности является унижение и агрессия со стороны сверстников, поработайте со сказками. На примере фантастических персонажей развивайте в карапузе стойкость в тех или иных ситуациях. Придумывайте истории, когда дети совершили плохие поступки, но осознали содеянное и исправились. Объясните, что у хороших и добрых деток много друзей, и если случаются неприятности, они всегда прощают друг другу.

Если вы чувствуете, что не можете справиться со сложившийся ситуацией и страх крохи перед другими ребятами стал слишком велик, тогда обратитесь к детскому психологу.

Есть вещи, которые в борьбе с неконтактностью малыша строго запрещены.

  • Не делайте акцент на существующей проблеме.
  • Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  • Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребенка.
  • Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  • Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  • Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Как правило, родители – это пример общения с окружающими. На это стоит обратить внимание, например, посмотреть на себя со стороны.

Случаи, когда кроха избегает других детей, вовсе не редкость. Причина этого явления, в основном, кроется в том, что родители вовремя не научили малыша взаимодействовать со сверстниками, не показали, как выходить из конфликтов. Поэтому начинайте обучать свое чадо коммуницировать как можно раньше, чтобы он стал общительным и веселым в детской компании.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Ребенок боится других детей

Вопрос: Добрый день! У нас есть чудесное сокровище — сын трех лет Максим. Хотели бы с сентября пойти в детский сад. Так как у нас сильная пищевая аллергия, практически на все основные компоненты стандартного детского сада, подбираем или частный, или группу кратковременного пребывания. Но у нас есть большая проблема в общении с прочими детьми: ребенок не просто не играет с ними, он даже отказывается заходить на площадку, если там есть уже прочие дети. Говорит: «Уже занято», — и идет в другом направлении.

Если же уже играли с ним на площадке, и он был на какой-нибудь горке или карусели, и другой ребенок хочет тоже туда забраться, Максим тут же с пронзительным криком, резко, даже панически, пытается оттуда слезть. Если кто-то хочет с ним войти в контакт, то это тоже или сопровождается криком или бегством.

Дома, на » своей территории», мы еще может потерпеть. Присутствие кого-то из детей, если приходят в гости, но опять без особых контактов.

Взрослых любит, гости у нас бывают часто, с ними играет охотно. У нас есть еще два ребенка: 13 и 17 лет, с друзьями которых он тоже с удовольствием проводит время. В музеи, театры ходим. Ходили на развивающие занятия, но только с мамой рядом. Год назад, прошлым летом, мы не были, конечно же, безумно общительными, но по крайней мере мог находится с кем-то параллельно на каких-то детских объектах, но это как-то прогрессирует у нас где-то с осени.

Кроме того, остаться где-то без мамы — это тоже проблема. Дома он готов оставаться с кем угодно (с няней, бабушкой, даже кем-то незнакомым, если тот готов с ним играть), но это только дома. В ноябре у нас была проба пойти в детский сад кратковременного пребывания, но так как Максим, оставшись без меня, может кричать час, то через несколько дней мы прекратили эксперимент «привыкания к коллективу». Мне кажется, что после этого наша проблема необщения несколько усугубилась.

Мой вопрос заключается в том, что бы нам такое поделать с ребенком, чтобы побороть этот комплекс перед другими детьми и более-менее подготовиться к походам в детский сад?

Спасибо. С уважением, Анна Рустамова

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте, Анна. Читая Ваше письмо, чувствуется Ваша любовь и забота о Максиме, огромное желание помочь ему. Конечно, сложно говорить, не видя ребенка, не общаясь с ним.

Давайте посмотрим, что можно делать.

По поводу общения:

Потребность именно в общении с другими детьми, в совместных играх с ними у детей появляется около 4-х лет. До этого возраста ребенок больше ориентирован на общение с взрослым, от которого он учится правилам поведения с другими людьми, манипулированию различными предметами и многому другому. Совместная игра с другими детьми выступает на первый план после кризиса 3-х лет, когда ребенок начинает проигрывать весь окружающий опыт, информацию в сюжетно-ролевых играх. Вот тогда и появляется потребность в партнере по играм. Вполне возможно, что Максим еще не «дорос» до этого этапа. Ведь темп развития у каждого ребенка строго индивидуален.

То, что Максим стал так резко реагировать на детей, может говорить о многих процессах:

К сожалению, я могу только предполагать, опираясь на Ваши слова.

  • это может быть связано с развитием самосознания ребенка. У детей около 3-х лет идет развитие своего «Я» (с этим и связан кризис 3-х лет). Он начинает понимать – это Я, игрушка МОЯ, МОЕ отражение в зеркале. Конечно, этот процесс начинается с рождения, но в этом возрасте очень ярко проявляется. Достаточно часто, именно в этом возрасте, дети перестают делиться игрушками с другими детьми на площадке, начинают проявлять СВОИ желания. Таким образом они охраняют СВОИ границы, границы своего тела и своего «Я», своей личности.

Я могу предположить, что у Максима сейчас похожий процесс. Просто в незнакомой обстановке ему сложно определить границы «своего» пространства, так как эти границы еще только в стадии формирования. Помогите ему: будьте рядом, чтобы ребенок чувствовал себя защищенно в Вашем присутствии, чтобы Вы могли прийти на помощь, когда она ему потребуется. Можно словами объяснять, что на площадке обычно играют много детишек. Можно рассказать, а лучше показать, как познакомиться с другими, как договориться с ними об обмене игрушками, о правилах игры и другое. Но только при желании самого Максима! Если он уже убежал, то не стоит возвращать его на площадку и «насильно» заставлять общаться. Со временем, когда границы малыша утвердятся, он станет спокойнее реагировать на других детей.

  • это может быть связано с личностными особенностями (застенчивость, тревожность, наличие страхов и другое), но чтобы сказать точно, необходима консультация специалиста.

Из описания поведения вашего сына, я могу предположить наличие у него, такой черты, как застенчивость. Но это лучше смотреть на очной консультации, тогда можно об этом говорить определенно, сейчас я могу только предполагать!

Относительно походов в детский сад:

Судя по вашему рассказу, Максим пока не готов оставаться в детском саду. Вообще, многие психологи сходятся во мнении, что оптимальный возраст похода в детский сад около 4-х. В этом возрасте ребенок нуждается в общении со сверстниками, ориентирован на общение в группе. Но, если в вашей ситуации поход в детский сад необходим, то объясните себе, по каким причинам Вам необходимо отдать сына в детский сад. Это будет для Вас поддержкой в трудные минуты, если адаптация у сына будет сложной.

Если же такой необходимости нет, то лучше посещать вместе с сыном развивающие занятия. Но такие, чтобы они были направлены не на интеллектуальное развитие, а больше на эмоциональное. Это могут быть группы Монтессори, мягкая школа, беби-контакт , орф-музыка и другие. На таких занятиях развитие происходит гармонично, в присутствии мамы. В безопасной обстановке детишки учатся взаимодействовать друг с другом и другими взрослыми.

Я очень рекомендую посетить психолога, чтобы он смог подобрать Вам индивидуальную программу коррекции поведения. Я бы также рекомендовала коллективные или индивидуальные психологические занятия, это может быть песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия. Конкретные методы зависят от того специалиста, к которому Вы обратитесь.

Вполне возможно, что Вам просто необходимо немного подождать, принять особенности Вашего сына, помочь ему адаптироваться в этом мире, быть рядом, когда ему это требуется, поддерживать в трудные моменты (а сейчас у вашего сына именно такой момент).

Ваша любовь и квалифицированная помощь профессионалов поможет Максиму преодолеть все проблемы. Удачи!

Ребенок боится других детей: выявляем причины и боремся с проблемой

Родители, обеспокоенные поведением своего малыша, нередко обращаются за помощью к психологам и пытаются разобраться в проблеме, почему их чадо не дружит со сверстниками и всячески избегает общения с другими детьми? Несомненно, идеальная картина, когда дитя взаимодействует с ровесниками, легко и быстро уживается в детском коллективе. Но как быть в ситуации, когда на фоне других детей, малыш выглядит белой вороной, сторонится коллективных игр и скитается по углам? Почему ребенок боится других детей, и как помочь малышу преодолеть свой страх?

Мироощущение маленького человечка отличается от мироощущения взрослого, поэтому любому неприятию есть свое объяснение. В некоторых случаях избегание детей может быть связано с приобретенным негативным опытом, который оказал влияние на формирование поведения. К примеру, в семейном кругу все внимание родителей переключено на ребенка, он привык к тому, что его любят, о нем заботятся, соответственно, от новой среды он будет ожидать подобного отношения к себе.

Если чадо избегает детей, скорее всего его кто-то очень сильно обидел, отвергнул и теперь он оказался загнанным в тупик и не знает, как вести себя дальше. Заметив отчужденность, родители незамедлительно должны бить тревогу, чтобы ситуация не приобрела отягощающий характер.

Что в первую очередь должно насторожить родителей

— когда ребенок уверенно и раскрепощено, чувствует себя на пустой игровой площадке;

— когда сверстники находятся рядом, а он играет в одиночку;

— когда наблюдает за другими детьми со стороны, а при приближении другого карапуза убегает или просит маму скорее покинуть площадку;

— когда малыш отказывается выходить «на люди», читать стихотворения и избегает любого социального взаимодействия.

В целом, такое поведение не может быть незамеченным, ведь в нем будет явно проявляться тенденция к уходу, сокрытию и замкнутости. Если чадо стало бояться сверстников, родители могут помочь ему разрешить проблему, без вмешательства психолога.

Причиной неконтактности может стать родительская геперопека. Когда малыш слишком много времени проводит в окружении родных – мамы, бабушки, няни, у него вырабатывается чувство привязанности, условной комфортности, он ощущает, что в этом мире ему больше никто не нужен. Мама одобряет эту зону комфорта, поглаживая малыша, оберегая и защищая, считая, что материнская поддержка крайне важна и необходима. Разумеется, любой ребенок нуждается в материнской ласке и внимании, но когда чадо подрастает, опека может сыграть обратную роль в развитии самосознания и становлении личности.

Если родители не привыкли принимать в доме гостей, круг их знакомств ограничен, то попадая в детский коллектив, ребенок меняется на глазах, смирное и покладистое дитя превращается в агрессивного и неуправляемого дебошира, хотя ранее подобное поведение казалось диким и невозможным. В действительности, ребенок оказался в новой для него среде, он не привык общаться с ровесниками и поэтому избрал для себя такую модель поведения.

• Старайтесь как можно чаще выводить ребенка в свет, посещайте с ним новые места, парки, игровые площадки, выставки, с малых лет малыша можно отдать в школу раннего развития, где вместе с другими детьми он приобретет ценный, жизненно необходимый опыт. Социализация играет решающую роль в формирование мироощущения и самооценки. Приглашайте в дом детей-ровесников, на своей территории ребенок почувствует себя уверенным и защищенным.

• Раскройте перед ним спектр возможностей, пусть осознает, что у него есть собственное право выбора. Пусть сам подберет для себя игрушки, которые он возьмет с собой на игровую площадку, в песочницу. Не ограничивайте волю и стремления, помните о том, что крохе также необходима свобода.

• Интересуйтесь его предпочтениями, советуйтесь с ним, пусть как можно чаще выражает свои мысли вслух.

Читайте также:  Ребенок боится воды: как преодолеть страх?

• Ребенок может испытывать дискомфорт и замкнутость по причине подсознательных оценок. Возможно, по сравнению с другими детьми он считает себя хуже. В данном случае целесообразно позаботиться о его самооценке, развить уверенность и поднять чувство собственной значимости. Усилия родителей должны быть направлены на то, чтобы их чадо смогло побороть робость. Уделяйте внимание социализации, развивайте любознательность, расширяйте кругозор, чтобы ребенку было проще взаимодействовать с внешним миром.

• Не привлекайте его внимание к малознакомым людям, особенно если видите, что малыш обеспокоен, напуган или стесняется. Насильственное введение в общество может только усугубить ситуацию. Малыш может убежать от вас, затаиться в укромном месте, выжидать время. Ни в коем случае не напирайте на него и не заставляйте делать то, что хочется вам. Выдержите время, сделайте вид, что не замечаете его, пусть он побудет наедине, немного освоится, ведь карапузу нужно время для адаптации в новой обстановке.

• С новыми людьми знакомьте постепенно, не перегружайте лишней информацией. Из интровентированных личностей рождаются гениальные художники и музыканты. Быть может, в вашем ребенке спят таланты, которые с взрослением заявят о себе. На именины своего чада можете пригласить детвору из сада, школы, приятелей по двору, заранее посоветовавшись с ним.

Если малыш будет расти и развиваться в спокойной благоприятной атмосфере, он будет контактным и без труда сдружится с любым коллективом. Чтобы помочь малышу, необходимо заложить правильную модель поведения.

Адаптация ребенка к социальной среде

Огромную роль в адаптации играют социальные институты – центры раннего развития, детские сады, школы, а также взаимодействие с другими детьми на игровых площадках. Посещайте с крохой ваших приятелей, у которых тоже есть дети. Приглашайте в гости других детей, научите ребенка быть доброжелательным и гостеприимным.

Примите участие в знакомстве ребенка с другими детьми. Покажите, что его тревога бессмысленна. Если возникли споры, рассудите и примирите их, малыш должен ощущать вашу поддержку, это придаст уверенности и успокоит его.

Нередко конфликты возникают из-за того, что дети не поделили между собой игрушки. Необходимо уважать чувство собственности и не потыкать им. Другому ребенку объясните, что это ваши игрушки и обменяться ими можно только с позволения хозяина.

Если малыша обидели и вы стали очевидцем неприятного инцидента, защитите его, обидчику сделайте замечание. Малышу крайне важно ощущать поддержку родных.

Застенчивость или страх

На самом деле сторониться других деток ребенок может не только по причине страха. Возможно, что его отстраненность связана с типом темперамента. Он может быть робким, тихим и вместо шумной компании предпочитать дружбу с одним малышом. Активность и высокий потенциал могут быть вовсе не свойственны вашему чаду.

Прежде чем делать выводы и бороться с детской застенчивостью, родителям необходимо проанализировать собственное поведение и ответить на ряд вопросов:

• ощущает ли ребенок себя личностью;

• проявляет ли он индивидуальность и следует ли рекомендациям родителей;

• настаивает ли он на своем, или же родители принимают решения за него;

• на прогулке, когда он встречается с другими детьми, общается ли он сам, или родители отвечают вместо него;

• играя на детской площадке, позволяете ли вы малышу играть самостоятельно, или все время он находится под строгим узурпаторством.

Когда вы поняли, что имеете дело не с застенчивостью, а со страхом, и ваш ребенок боится детей, в действительности, тогда следует приступать активным мерам. Присмотритесь к нему, как он ведет себя и как реагирует на различные ситуации? Истинные причины страха помогут выявить сказки, картинки с изображениями различных жизненных сцен. Если малыша что-то встревожит, он обязательно проявит свой дискомфорт и тревогу.

Как развить в ребенке общительность

Если кроха избегает других детей, выражает неприязнь и никак не может к ним подступиться, разрешить ситуацию поможет огромная любовь и понимание его внутреннего мира.

Когда проблема кроется в застенчивости, необходимо внимание уделить повышению самооценки. Как повысить самооценку ребенка? Элементарно просто! Чаще хвалите, одобряйте его инициативы, поощряйте делом и словом, давайте больше свободы, пусть малыш учится принимать решения самостоятельно. Дайте понять, что играть с ним весело и увлекательно. Если в общении с ребенком вы слишком резки, постарайтесь изменить свое поведение. Когда несмышленыш натворил бед, не ругайте его, а в мягкой, доброжелательной форме объясните, что можно делать, а что не допустимо.

В случае, когда изолированность обусловлена уничижительным отношением, агрессией со стороны сверстников, полезно обратиться к сказкотерапии. Развивайте в карапузе уверенность и выносливость, в отношении тех или иных ситуаций, на примерах сказочных персонажей. Расскажите историю, когда дети были наказаны за плохие поступки, а когда осознали свою вину, встали на путь исправления. Объясните, что у добрых и послушных деток всегда больше надежных друзей, в горе и несчастье они обязательно поторопятся на помощь.

Если вы понимаете, что бессильны и не можете самостоятельно справиться с проблемой, а страх начинает носить более выраженный характер, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

В борьбе с неконтактностью следует придерживаться «золотых» правил:

— не следует акцентировать внимание на проблеме;

— в присутствии малыша не произносить вслух «диагноз»;

— дабы не травмировать ребенка, не стоит обсуждать на людях его проблему;

— нельзя насильно навязывать общение и дружбу с другими детьми;

— поспособствуйте тому, чтобы вашего ребенка не оскорбляли обидными прозвищами и не цепляли ярлыки, иначе в дальнейшем избавиться от них будет намного сложнее.

Для малыша родители являются явным примером для подражания. На этом необходимо заострить внимание и, быть может, взглянуть на себя со стороны.

Ситуации, когда кроха избегает детей – не редкость, и зачастую проблема кроется в родителях, которые не научили его общаться со сверстниками, взаимодействовать в социальной среде, не показали, как необходимо выходить из нелепых, конфликтных ситуаций. Чтобы у вашего карапуза не возникало проблем с адаптацией и общительностью, чтобы не страдала самооценка, социализируйте чадо с малых лет. Любовь, доброта, внимание, привитие социально-значимых навыков станут залогом для успешного формирования личности и адекватной самооценки.

Что делать если ребёнок боится сверстников

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Что делать, когда ребёнок боится других детей: советы психолога — видео

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

Читайте также:  Как отучить ребенка от рук: способы и рекомендации

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Ребёнок боится ровесников: что делать родителям

Для детей

Для родителей

Популярное сегодня

Родители всегда беспокоятся о своих отпрысках, особенно если они только начинают делать первые робкие шаги в сторону общения со сверстниками. Мама и папа зорко следят, чтобы кроху никто не обидел или не ударил. Они надеются, что их сына или дочь с лёгкостью примут в свою группу для игр новые знакомые, и всем будет весело и интересно. Но не всегда всё идёт по запланированному сценарию. Во многих случаях первые проблемы, с которыми сталкивается ребёнок, связаны именно с адаптацией в коллективе ровесников. Почему так происходит, и что нужно делать, если малыш стал бояться детей?

Почему дети в год, два и старше боятся сверстников и не хотят играть с ними

Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.

Очень часто причиной боязни общения со сверстниками становится первый неудачный опыт. Например, ребёнок впервые начал играть на площадке с другими малышами и его ударили, отобрали игрушки, обидели. На подсознательном уровне запоминается тот факт, что общение не доставляет удовольствия и радости, а, наоборот, приносит боль и обиду. Именно поэтому кроха старается как можно дольше оттянуть момент вхождения в коллектив, ведь ему так уютно и спокойно в мире внутри своей семьи.

Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек

  1. Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся. А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану. Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.

Проявление эгоизма — это не самое страшное, что появляется в поведении детей, которых слишком сильно опекают. По мере взросления ребёнок понимает, что может с лёгкостью манипулировать взрослыми и устраивает истерики пока не получит желаемое.

В некоторых случаях дети не просто сторонятся других, но и боятся их, поднимают крик, устраивают истерики и не хотят общаться ни с кем. Детские психологи настаивают, что на этом этапе родители не должны опускать руки и изолировать малыша от сверстников. Наоборот, нужно всячески поддерживать кроху, помогать ему преодолеть страх и застенчивость, чтобы ребёнок начал социализироваться в обществе.

Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.

Признаки, которые должны насторожить родителей

Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:

  • малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
  • отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
  • ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.

Что нужно делать, чтобы ребёнок перестал бояться других детей в детском саду и на площадке: советы психологов

Детские психологи рекомендуют родителям несколько способов, чтобы помочь малышам адаптироваться в коллективе и начать играть с другими детьми:

    дайте крохе понять, что остальные ребята не плохие. Для этого в разговоре со своим сыном или дочерью рассказывайте о том, какой хороший тот мальчик или девочка, как они весело играют, хотят познакомиться с новыми друзьями и т. д. Если малыш усвоит, что дети не будут его обижать, а могут стать товарищами, он захочет с ними дружить;

Очень важно не высказывать негативных мыслей о других ребятах при ребёнке, ведь малыши воспринимают все слова взрослых по-настоящему. Даже после одной неосторожной фразы кроха ещё больше будет сторониться сверстников.

Дети, которые боятся других ребят, по мере взросления также испытывают проблемы с общением, особенно это проявляется в школьные годы

Если ребёнка задирают, сделайте замечание обидчику. Ваш малыш должен знать, что ему нечего бояться, и родители смогут защитить его. Однако во всём нужно знать меру. Не стоит постоянно ходить за крохой и не давать ему свободы действий. По мере взросления он учится самостоятельности, умению постоять за себя и решать некоторые проблемы без участия взрослых.

Чем младше ребёнок, тем легче ему пойти на контакт с другими детьми

Главные ошибки родителей: чего нельзя делать

Часто сами взрослые не помогают решить проблему, а усугубляют её ещё больше. Психологи приводят список вещей, которые запрещены, если ребёнок испытывает страх перед ребятами:

  • не акцентируйте внимание на сложившейся ситуации. Не стоит повторять крохе фразы типа: «Если ты боишься детей, то никогда не сможешь найти друзей». Это ещё больше настраивает его на негатив и не поможет решить проблему;
  • никогда не обсуждайте ситуацию с другими людьми в присутствии малыша. Дети всё слышат и понимают, даже если взрослым кажется, что это не так. Поэтому кроха обязательно запомнит информацию, и переубедить его будет очень сложно;
  • не навязывайте дружбу. Если малышу не нравится общение с определённым ребёнком, не стоит ему говорить, что он обязан с ним играть. Пусть сын или дочь самостоятельно решат, кто будет их другом;
  • не обзывайте малыша, не придумывайте обидные прозвища, сказанные в порыве эмоционального перенапряжения. Очень часто родители вслух произносят слова и фразы, о которых потом жалеют. Так ребёнок только ещё больше замыкается в себе, ведь вместо такой нужной поддержки он испытывает стыд перед родителями и чувствует их недовольство;
  • если взрослые действительно увидели проблему, не стоит откладывать визит к врачу. Консультация расставит всё на свои места, а специалист даст реальную оценку сложившейся ситуации. Наличие боязни требует как можно более быстрого её устранения, чтобы не стало поздно.

Не стоит стесняться попросить помощи у детского психолога. В большинстве случаев достаточно правильно объяснить родителям, что и как нужно делать, рассказать о модели поведения, которая поможет малышу адаптироваться, и проблема решится достаточно быстро. Но в некоторых ситуациях необходима работа со специалистом, который будет заниматься с ребёнком и сможет помочь побороть страх.

Видео: как научить ребёнка не бояться других детей

Из опыта родителей

Для примера расскажу о своей племяшке. Она лет до 6 не общалась с детьми. Не хотела. Она вообще очень тяжело шла на контакт и проще это происходило со взрослыми. В возрасте до 1 года примерно она вообще дико боялась всех и сидела на руках у родителей, а иногда вообще только у мамы! В развитии не отставала, умненькая смышлёненькая малышка, но она отгораживалась от окружающего мира. Потом стала потихоньку выглядывать из скорлупы, я некоторое время за ней присматривала, родители работали, стала выводить на прогулку в компании, начинали с 1 девочки. К моменту, когда малышка пошла в школу, она была вполне общительным человечком. Позднее я читала в какой-то умной книжке, что есть такие детки, это разновидность нормы. Советовали проконсультироваться у специалистов, и если в остальном ребёнок адекватен, то родителям предлагалось оставить ребёнка в покое и дать ему развиваться в своём темпе. Сейчас моей племяшке 16 лет. Она ничем не отличается от девочек и мальчиков, которые дружили и играли со сверстниками с пелёнок.

Поросятина

Полностью согласна с психологом: если сейчас ваш ребёнок не хочет идти в скопление народа, детей, не водите. А произошло это потому, что ваш ребёнок ещё слишком мал для социализации, столкнувшись с грубостью на площадке и не получив защиты от мамы, он стал бояться и стал неуверен в себе. В период до трёх лет дети не готовы к общению со сверстниками, у них нет такой потребности, ему нужен узкий круг близких людей. Ваша задача в этом возрасте на прогулках и площадках быть твёрдой опорой вашему малышу, он должен знать, что он под защитой. Вы должны защищать ребёнка и показывать, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях, как выходить из конфликтов, как за себя постоять, но ребёнок должен быть всегда под крылом мамы. И не нужно думать, что если вы сейчас будете защищать сына, он вырастет беспомощным, не способным за себя постоять. Именно сейчас, становясь ему твёрдой защитой, и показывая, как справляться с ситуацией, вы формируете у него базовую уверенность в мире, которая потом перерастёт во внутреннюю уверенность и позволит вашему сыну защищать себя и правильно выходить из сложных ситуаций.

Попроще относитесь к ситуации и займитесь собой (в смысле, сократите время «воспитания» ребёнка). Тогда, как по мне, у него просыпается интерес к сверстникам, а от этого уже он вырабатывает модель своего поведения в коллективе. Не бойтесь сада, это ведь подготовка к школе, которую уж точно не пересидеть дома с мамой и правильной книжкой. Пусть ребёнок попытается проявлять себя, быть собой, а не тем существом из книжки, которое мама от него ожидает. Так вы обрекаете его на страдания и комплексы в будущем.

Алиса Домина

У нас было похоже. С возрастом полегче уже. Я думаю это отрицательный опыт плюс темперамент. Сама я такая же была в детстве. Главное поддерживайте своего малыша)

Мой сын тоже избегал общества других детей и посторонних взрослых до 2х лет. Потом, внезапно, к 2м годам — стал спокойней относиться к чужим взрослым. Ещё спустя полгода стал интересоваться детьми-ровесниками. Сейчас в садик начали ходить, правда, не могу сказать, что ребёнок в восторге от детского общества.

Страх общения с ровесниками — частое явление в процессе развития и становления личности ребёнка. Задача родителей в этот период — выяснить причину появления боязни и помочь своему чаду справиться с возникшей проблемой. Психологи обращают внимание, что нельзя ничего не делать, ведь все мы живём в социуме, и по мере взросления крохе нужно будет уметь общаться в коллективе. С раннего детства учите детей взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельно решения и находить выход из различных ситуаций. Но вместе с тем необходимы постоянная поддержка и внимание со стороны мамы и папы, чтобы малыш был уверен в своих силах.

Вам понравился материал? Оцените, пожалуйста!

Ссылка на основную публикацию