Кризис 1 года: как реагировать на поведение ребенка

Кризис 1 года: как реагировать на поведение ребенка

После девяти и до восемнадцати месяцев родители могут столкнуться с изменившимся поведением ребенка. Еще недавно веселый и ласковый малыш начинает закатывать истерики по малейшему поводу: именно так проявляется кризис 1 года. Не все понимают, что происходит с крохой. Многие опасаются, что у него скверный характер или он слишком избалован. На самом деле это лишь этап развития маленького человека.

Причины кризиса одного года

Еще недавно кроха довольствовался тем, что предлагала ему мама. Но теперь его способности растут и он понимает, что сам может достичь желаемого, например добраться в нужное место. Или очень настойчиво попросить. Неудивительно, что часто кризис первого года проявляется у детей после того, как они научатся ходить. Они осознают свои возможности. В этот же период ребенок начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был фактически единым целым физически, а потом психически. Но границы его «Я» для него еще расплывчаты.

Основная причина кризиса: отчаянное желание независимости у детей и при этом невозможность обойтись без помощи взрослых. Да и с собой непросто справиться: не все получается, как хочется. Например, не выходит дотянуться до игрушки или не получается удержаться на ножках. Вот и проявляются эмоции через плач и истерики. Кроме того, малыш испытывает социальные рамки и границы дозволенного. А растущие зубки причиняют дискомфорт и усугубляют плохое настроение.

Признаки кризиса

Как понять, что у ребенка кризис?

  • Он начинает требовать много внимания, проявляет упрямство и непослушание.
  • Пытается своими силами выполнять многие действия, например есть и одеваться.
  • Чересчур эмоционально или даже агрессивно реагирует на замечания, а также когда у него что-то не получается.
  • Ведет себя противоречиво: он может попроситься на руки и тут же слезть.

Чего избегать родителям годовалых малышей?

Как же вести себя родителям, у детей которых начался кризис первого года? В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие. Это не так просто сделать, когда любимое чадо рыдает, бьется ногами или даже головой об пол. Но надо понимать: малышу, который только изучает мир и еще совершенно не справляется со своими эмоциями, приходится сложнее. И он нуждается в поддержке взрослых.

Родители должны избегать двух крайностей: запрещения всего и вся и вседозволенности. Если слишком ограничивать познавательный интерес ребенка, то можно отбить его совсем. После этого карапуз будет расти апатичным, результат такого воспитания может сказываться и во взрослом возрасте. К тому же в тех случаях, когда запретов много, малыш начинает их нарушать. И вполне возможно, что он перестанет соблюдать наиболее важные, связанные с его безопасностью.

Однако разрешать все, что требует кроха, также не стоит. Ведь он поймет, что самый действенный метод добиться чего-то от родителей — это закатить скандал. И даже повзрослев, он будет прибегать к манипулятивному плачу, чтобы воздействовать на окружающих.

Как пережить кризис?

Чтобы этот непростой для детей и родителей период – кризис одного года – прошел наименее заметно, необходимо об этом позаботиться.

  • Обеспечить режим . Малыши нуждаются в стабильности, поэтому распорядок дня придает им уверенность. Но он должен быть гибким.
  • Дать возможность крохе исследовать дом , наполнив его интересными предметами, игрушками, разрешая играть с посудой или другими бытовыми вещами. Главное, чтобы они были безопасными.
  • Не злоупотреблять запретами . Для этого максимально обезопасить дом: закрыть на замок шкафы и ящики с предметами, которые могут сами повредить малышу или быть сломанными им, переставить хрупкое повыше. Для развития ребенка хорошо оставить доступные места с небьющимися вещами, он их будет исследовать. На улице также не надо слишком ограничивать. Гораздо полезнее, надев на кроху резиновые сапоги и водонепроницаемые штаны, отпустить его топать по луже, а не пытаться оттащить чадо от нее. Если малышу интересно собирать камушки — дайте возможность ему это делать. Только не забывайте вытирать его ручки антисептическими салфетками, а дома тщательно мыть с мылом.
  • Разрешать крохе быть самостоятельным . Для детей это значимый этап развития. Пусть попытка пообедать заканчивается тем, что половина каши оказывается на полу, но ему ведь надо учиться. Только если у него совсем не получается, стоит прийти на помощь и сделать то, что он хочет, вместе с ним. Важно поощрять и хвалить за удачные действия. Но похвала должна быть правильной, дающей оценку не малышу (поэтому не надо называть его молодцом и тому подобными словами), а его поступку, высказывая при этом свои эмоции («я рада, что у тебя так чудесно получилось»).
  • Общаться с ребенком, помогать ему развивать речь . Кризис первого года возникает еще и потому, что малыш и хотел бы рассказать что-то взрослому, поделиться впечатлениями, попросить вон ту замечательную штуковину, но не может. Вот он и сердится, что старшие не могут его понять. Поэтому необходимо проговаривать свои действия, причем предметы называть правильными именами. Пробовать понять, чего ребенок пытается добиться, и озвучивать это вслух. Если он показывает на что-то опасное, то мягко объяснять ему, почему не получится это дать.
  • Правильно запрещать . Конечно, даже после того, как угрожающие здоровью ребенка или хрупкие вещи убраны, остаются небезопасные места. Например, плита или розетки. Так что без запретов не обойтись, но делать это надо с умом. Не стоит злоупотреблять словом «нельзя», оно сбивает кроху с толку. Лучше использовать конкретное описание опасности: «Это горячо, это электрический ток, это острое, а это опасно!».
  • Проявлять любовь . Важно часто обнимать и целовать детей, играть с ними. Малыши должны чувствовать любовь семьи, это помогает им преодолеть любые сложности.

Как реагировать на истерики?

Когда у ребенка кризис первого года, то он заходится плачем по поводу и без. Родители должны правильно реагировать в таких ситуациях. Если малыш капризничает, потому что ему не дали какой-то предмет, нельзя поддаваться слезам и отменять запрет. На некоторых детей успокаивающе действуют ласковые слова, произнесенные спокойным тоном, другие от этого еще больше заводятся. После того, как самый эмоциональный момент пройдет, нужно взять ребенка на руки, успокоить, пожалеть, переключить внимание на что-то новое. Ведь без помощи родителей ему пока сложно справиться со своим состоянием, не стоит оставлять его без ласки.

В тех случаях, когда с истериками проходят простые бытовые действия, такие как одевание, купание, приемы пищи, надо постараться отвлечь внимание ребенка. Задействовать игрушки, например, вместе их кормить, листать книжки с картинками, петь песенки и болтать.

Бывает, что малыш не хочет отпускать маму ни на шаг и практически висит на ее ноге. Это происходит, так как к году у детей появляется осознание того, что они с мамой не единое целое. А значит, она может оставить его и уйти. Кроха боится этого, вот и отчаянно цепляется за нее. В такой ситуации стоит отложить все домашние дела и поиграть с карапузом, выделив ему полчаса. После этого он, скорее всего, успокоится и охотно будет возиться с игрушками.

Кризис первого года случается почти у всех детей. Его интенсивность зависит от темперамента, у одного ребенка он может быть почти незаметным, у другого — доставлять немало хлопот родителям. Необходимо соблюдать спокойствие и запастись терпением, чтобы заложить фундамент гармоничного развития малыша.

Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

Признаки

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.

Что чувствует малыш

Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.

Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.

Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.

Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения. Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.

По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.

Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.

Читайте также:  Кризис 3 лет у ребенка: как справиться с его проявлениями?

Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.

Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно. Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь.

Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.

Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.

При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.

Как легко пережить кризис

Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
  2. Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
  3. Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
  4. Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
  5. Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
  6. Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
  7. Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать

Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?

Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:

  • Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
  • Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
  • Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения. Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.

Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.

Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.

Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка

В кризисный период онтогенеза не допустимы следующие действия родителей:

  • паника по поводу предстоящего сложного периода жизни ребенка;
  • прекращение грудного вскармливания;
  • повышение голоса во время общения с ребенком;
  • потакание капризам малыша;
  • запрет на любые попытки проявления самостоятельности;
  • наказывать за сломанную игрушку или испорченную вещь;
  • игнорирование потребностей ребенка во внимании и общении.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.

  • Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
  • Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
  • Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки. Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
  • Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.
  • Мои рекомендации

    Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

    Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

    Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

    Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

    Заключение

    Возрастная психология насчитывает несколько кризисов у ребенка. Первый из них – кризис одного года. Бояться его наступления не надо. Особенности протекания этого напряженного периода и его продолжительность зависят от того, как родители относятся к данному явлению. Появление кризиса 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии малыша.

    Если ребенку исполнилось 1,5 года, а кризис еще не наступил, стоит проконсультироваться со специалистами. Это может указывать на отклонения в развитии психики.


    Как пережить кризис первого года жизни ребенка: советы детского психолога

    Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.

    Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периода

    Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

    Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

    Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным – отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

    Отличительные признаки

    • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
    • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
    • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
    • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
    • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
    • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

    Причины кризисного поведения ребенка

    С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

    Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка – первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

    Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда – непонимание друг друга.

    Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

    Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека – это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

    Советы детских психологов и педиатров

    Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

    1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
    2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
    3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
    4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
    5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
    6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
    7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
    8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.

    Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения – запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

    Какие действия нельзя совершать?

    Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

    1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
    2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
    3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
    4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
    5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
    6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
    7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
    8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.
    Читайте также:  Что делать, если ребенок боится горшка: 7 шагов для преодоления страха

    Не стоит бояться

    Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

    Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это – верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.


    Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка

    Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.

    Что такое кризис 1 года?

    На период детства приходится больше всего личностных кризисов. Это связано с активным физическим и психическим развитием в этот период.

    Возрастная психология выделяет кризис 1 года у ребенка, как первый акт его осознанной самостоятельности. Ему предшествует адаптация новорожденного к новым условиям. А после «трудными» для родителей и ребенка будут 3, 6, 13 лет. Стоит понимать, что возрастные кризисы индивидуальны, и приведенные цифры ориентировочные.

    Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей. Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.

    Признаки

    Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:

    1. Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
    2. Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
    3. Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
    4. Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
    5. Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

    Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.

    Причины

    В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

    Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

    Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

    Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

    Особенности развития

    Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.

    Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.

    Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.

    Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное. Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.

    Продолжительность

    Кризис 1 года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.

    Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.

    Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.

    Как справляться: советы психологов

    Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.

    Основные советы специалистов по возрастной психологии:

    1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
    2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
    3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
    4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

    Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

    Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

    Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

    Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

    Запрещенные действия

    Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.

    Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.

    Психологи советуют не применять следующие меры:

    1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
    2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
    3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

    Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

    Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

    Стоит ли бояться перемен в поведении?

    Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.

    Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.

    Возрастные кризисы — возможность адаптироваться к новым этапам развития. Они важны для детей и родителей. Выход ребенка из переходного возраста будет зависеть от них. Постоянные категорические запреты, чреваты инфантилизмом, неприспособленностью к жизни.

    Кризис одного года – его причины, особенности, советы родителям

    Возрастные кризисы – это как бы необходимые рубежи, которые человек должен проходить при взрослении. Первый из них начинается в годовалом возрасте и носит название «кризис одного года». На этом этапе начинается «речевое» развитие ребенка.

    С чего начинается кризис первого года

    Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

    Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

    Причины развития кризиса одного года

    Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

    • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество. Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
    • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
    • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
    • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

    Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

    Читайте также:  Ребенок боится воды: как преодолеть страх?

    Особенности проявления кризиса одного года: признаки

    Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.

    Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.

    Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.

    В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами. Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным. Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка). Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).

    Успешное преодоление кризиса: психологические методы

    Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

    Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

    При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.

    Кризис первого года жизни ребенка

    Первый юбилей малыша – важное событие в жизни родителей. Именно в этот период они замечают существенные изменения в поведения ребенка, именуемые кризисом первого года.

    Что такое кризис развития?

    Кризисом называется переход ребенка на качественно новый, неизведанный этап развития. Обычно начало кризиса связано с появлением новых физических навыков или иного взгляда на окружающий мир и свое место в нем. В психологии детского возраста выделяют пять основных кризисов:

    1. Кризис рождения (четвертый триместр беременности).
    2. Кризис первого года.
    3. Кризис трех лет.
    4. Кризис шести-семи лет.
    5. Кризис подросткового возраста.

    Кризис первого года жизни обычно протекает наиболее мягко для родителей и ребенка по сравнению с остальными. Он может возникать в период с девяти месяцев до полутора лет и продолжаться в течение одного-трех месяцев.

    Почему возникает кризис первого года?

    В возрасте около девяти месяцев малыш начинает активно осваивать важный для него навык ходьбы. В этот момент ребенок осознает свою физическую независимость от родителей. У него появляется стремление всё делать самостоятельно, иметь право выбора, расширить границы дозволенного. В то же время речевые навыки у ребенка еще плохо развиты, он наталкивается на непонимание со стороны родителей. Кроме того, большое число мам и пап просто не готовы к переходу ребенка на новую ступень развития. Как следствие, проявляются все признаки кризиса первого года.

    Признаки кризиса первого года

    Выраженность признаков варьируется у разных детей. Для одних родителей кризис проходит практически незаметно, для других становится серьезным испытанием. Рассмотрим признаки кризиса, характерные для всех малышей :

    1. Ребенок становится упрямым. Родителям сложно его воспитывать, он хочет всё делать по-своему. При этом малыш может отказываться от еды, ношения привычной одежды, прогулок в коляске, купания.
    2. Происходит регресс сна. В возрасте одного года время бодрствования ребенка увеличивается и составляет уже не менее четырех часов. Малыш переходит на два (а иногда даже на один) дневных сна
    3. Возникают первые обиды. Ребенок может обидеться на любой запрет со стороны родителей или даже простое непонимание его просьб.
    4. Мгновенные перепады настроения. Только что смеявшийся ребенок может внезапно расплакаться, казалось бы, без видимой причины.
    5. Ревность. Именно в этот период малыш начинает ревновать родителей к другим взрослым, детям и даже домашним животным. Ребенок может ревновать мать к отцу, и наоборот (первые проявления эдипова комплекса).
    6. Желание всегда быть рядом с мамой. Ребенок не терпит гиперопеки, но мама всегда должна находиться в поле зрения.
    7. Манипулирование плачем. До этого периода плач был основным способом сообщить маме о каком-либо дискомфорте и неудовлетворении базовых потребностей малыша. В возрасте одного года ребенок начинает осознавать, что плачем можно добиться желаемого.

    Можно ли избежать кризиса?

    Избежать кризиса нельзя.

    Кризис –закономерный этап развития ребенка, необходимый для перехода на новый физический, интеллектуальный и эмоциональный уровень.

    Он случается у всех детей, но выражен в разной степени. Неправильное поведение родителей в этот период может привести к отклонениям в развитии ребенка в будущем.

    При этом кризис развития не является патологией или заболеванием, а значит, не требует лечения. Родители могут лишь выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее в течение всего периода. Вне зависимости от выбранного поведения кризис заканчивается по прошествии трех месяцев. От тактики родителей зависит лишь поведение ребенка на новом этапе развития до следующего возрастного кризиса.

    Как справиться с кризисом?

    Прежде всего родителям нужно осознать возросшую самостоятельность своего малыша. Он перестал быть совершенно беспомощным человеком. Теперь это ребенок со своими желаниями и мнением. Отсюда главное правило преодоления кризиса первого года жизни – дать малышу больше свободы.

    Создаем безопасную среду

    С того момента, как малыш начинает предпринимать первые попытки самостоятельного передвижения, все опасные, дорогие, хрупкие предметы должны быть убраны на верхние полки и в закрытые шкафы. Необходимо обезопасить ребенка от электроприборов, розеток. Колющие и режущие предметы также убираются в закрытые высокие ящики.

    Даем ребенку свободу передвижения

    Из обихода исключаются приспособления, ограничивающие передвижения: манежи, детские стульчики, ходунки. Стульчик используется для еды и, по желанию ребенка, для спокойных игр. В качестве ходунков можно применять только специальные «толкатели». Не нужно использовать защитные шлемы на голову и защитную одежду. Не надо застилать весь пол толстыми одеялами и подушками. Ребенок должен научиться падать, осознать, что неосторожные движения, быстрый бег приведут к падению. Это поможет избежать более серьезных травм в будущем.

    Разрешаем малышу исследовать мир

    Большинству малышей гораздо интересней играть с обычными бытовыми предметами, чем со специально разработанными для них игрушками. Не нужно отбирать у ребенка предметы, которые, по общему мнению, не предназначены для игр, если они не опасны. Пусть он играет с небьющейся посудой, кастрюлями и ложками, пусть рвет бумагу и перебирает крупы. Все эти действия позволяют малышу исследовать мир, развивать моторику.

    Не нужно ставить блокираторы на все ящики и шкафы. Следует оставить один или два ящика с безопасными предметами открытыми. Ребенку понравится вытаскивать вещи из ящика и складывать их обратно.

    Налаживаем режим дня

    К году у малышей в большинстве случаев уже есть режим дня, но в период кризиса этот режим может нарушаться. Задача родителей – восстановить его. Если ребенок следует режиму, он становится более дисциплинированным, уравновешенным и менее капризным. Ежедневная определенная последовательность действий и ритуалов помогает малышу преодолеть этот трудный период.

    Принимаем помощь ребенка

    В возрасте одного года малыш интересуется повседневными заботами мамы и папы. По возможности нужно позволять малышу помогать в этих делах. Если ребенок интересуется стиральной машиной, можно позволить ему помочь загрузить белье перед стиркой и развесить вещи сушить после. Если ребенок хочет помочь мыть посуду, можно предложить ему помыть посуду для кукол. Во время уборки по дому мама может дать ребенку небольшой кусочек ткани и показать, как протирать пыль. Не следует губить инициативу у ребенка. Если он хочет сам одеться и обуться, спуститься по лестнице, нужно разрешить ему это сделать, а затем в игровой форме предложить свою помощь.

    Все запреты должны быть обоснованы

    Каждый свой запрет родители должны объяснять ребенку. Нельзя запрещать малышу совершать те или иные действия только потому, что родителю неудобно или не хочется. Например, если во время прогулки ребенок хочет встать с коляски и идти самостоятельно, нельзя это запретить только потому, что маме не хочется медленно идти и подстраиваться под шаг ребенка. Однако если малышу нужно, например, к определенному времени в поликлинику, мама должна спокойно объяснить свой запрет и предложить пройтись после.

    Даем ребенку выбор

    Часто во время кризиса первого года малыш отказывается от еды, одевания. Что делать в этом случае? Нужно предоставить ребенку возможность выбора, например, во время обеда предложить малышу на выбор два вида овощей, перед прогулкой дать ему выбрать одну из двух футболок, на прогулке можно выбирать между двумя игровыми площадками или двумя дорогами домой.

    Отвлекаем малыша на игру

    Если возникла проблема с купанием, надеванием подгузника или укладыванием, можно предложить ребенку ролевую игру: искупаться вместе с любимой куклой, надеть подгузник на мягкую игрушку и уложить ее спать рядом с собой. Во время кормления ребенка тоже можно использовать игрушки: предложить малышу сначала накормить их, а затем поесть самому. Но не следует кормить ребенка насильно или разрешать ему есть под мультики: это может привести к перекорму и ожирению в будущем.

    Разговариваем с ребенком

    Именно в период кризиса первого года у малыша наблюдается большой скачок в речевом развитии. Он старается как можно быстрее научиться сообщать о своих желаниях. В этот период родителям нужно комментировать все свои действия и действия ребенка, правильно называть слова. Большое значение для улучшения навыка речи ребенка имеет развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, игры с крупами и другими мелкими предметами.

    Отвлекаем внимание

    Если ребенок капризничает, плачет и не может успокоиться, можно попробовать оставить его одного в комнате с игрушками на некоторое время. Большинство детей уже через пару минут успокаиваются и переключают свое внимание на игры. Возможно, плач в этом случае – лишь желание привлечь внимание мамы. Важно отличать такой плач от плача, связанного с болью (например, при падении или прорезывании зубов), голодом, дискомфортом (например, при переполненном подгузнике).

    Следим за собой

    В возрасте одного года у малыша развит навык подражания. Ребенок будет копировать манеру поведения, речь, действия взрослых в той или иной ситуации. Именно сейчас, если это не было сделано раньше, родителям нужно пересмотреть свое поведение в присутствии ребенка.

    Что делать нельзя?

    Никогда нельзя на капризы ребенка отвечать агрессивным поведением, криком. Ни в коем случае нельзя бить ребенка. Эта мера воспитания не способствует преодолению кризиса, а лишь запугивает ребенка и отбивает у него желание продолжать развиваться и исследовать мир.

    У всех взрослых в семье должна быть единая система воспитания и система запретов. Ребенок не должен на одно и то же действие получать одобрение мамы и запрет от папы.

    Не нужно посвящать всё свое время малышу. В этот период он становится самостоятельнее, что оставляет родителям достаточно времени для решения других проблем. С этого момента ребенок начинает подстраиваться под жизнь всей семьи, а не наоборот, как было раньше.

    Нельзя пытаться подкупить малыша новой игрушкой или вкусным ужином. Ребенок быстро привыкнет к такому обращению и будет требовать его всегда.

    После кризисного периода наступает затишье вплоть до следующего кризиса трех лет. Скорость преодоления кризиса и навыки развития, которые получит ребенок, полностью зависят от поведения родителей в этот период. Отрицательные черты характера, отклонения в поведении ребенка, нарушения эмоционального развития появятся только в случае гиперопеки, давления, агрессии или полного безразличия со стороны взрослых. В остальных случаях в семье установятся доверительные отношения, а малыш продолжит развиваться, познавать мир вокруг себя и совершенствовать навык общения.

    Ссылка на основную публикацию