Как приучить ребенка к порядку: советы и рекомендации

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Как приучить ребенка к порядку?

    Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

    Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын — аккуратным и чистоплотным человеком. Но приучить ребенка к чистоте и порядку бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

    Как приучить детей к порядку и чистоте

    Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

    Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

    Как маленького ребенка приучить к порядку

    Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

    Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

    Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

    Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

    ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

    Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

    В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

    Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

    Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

    Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

    Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.

    Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге. А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.

    Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.

    Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

    Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

    Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

    Читайте также:  Как отучить ребенка врать родителям - почему это происходит и что делать?

    Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

    Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

    Как приучить ребенка к порядку: советы психолога заботливым родителям

    1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
    2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения. Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
    3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
      Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

    Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки вы сможете легко и быстро:

    Как приучать ребенка к порядку и дисциплине? Мудрые советы

    Здравствуйте, дорогие мои читатели! Почти все родители мечтают, чтобы их чадо отличалось трудолюбием, соблюдало распорядок дня, было знакомо с дисциплиной и любило порядок. По сути, без этих качеств вряд ли возможен какой-то успех и счастье в жизни. Поэтому они весьма желательны, для каждого человека.

    И прививать их нужно, как говорят, «с младых ногтей». Как приучать ребенка к порядку? Как сделать так, чтобы он добровольно убирался и в комнате у себя, и в шкафу? Здесь, в этой статье – мудрые советы, мнения психологов, интересные приемы и более глубокий взгляд на этот вопрос.

    Ученые нашли причину!?

    Оказывается, нельзя наказывать подростка, у которого в комнате откровенный бардак! Он в этом почти не виноват. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Института психических заболеваний. Они изучали мозг с применением томографии.

    И выяснили, что лобовая часть мозга, отвечающая за последовательность и порядок действий, у подростков лишь только развивается. И полностью созревает она лишь к 19 годам. Так что, возможно, ваш подросток просто не способен наводить и поддерживать идеальный порядок – пока!

    8 советов как приучать ребенка к порядку

    Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

    Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

    Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

    Итак, 8 рекомендаций:

    1. Есть пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
    2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
    3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
    4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
    5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате. Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
    6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
    7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
    8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!

    История из жизни

    Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее.

    Мальчик очень любил конкретную книжку. И мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

    Необычный подход

    Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

    Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

    — Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

    — Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

    — Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но если до того как ложиться спать ты сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

    — Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе. Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

    Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

    Советы психолога

    Кроме того, предлагаю посмотреть советы на видео, как приучать ребенка к порядку:

    Дисциплина и порядок

    Понятие дисциплины

    Что такое дисциплина и как к ней приучить?

    Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

    Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

    Дисциплина и возраст

    Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

    Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

    Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

    Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

    Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

    Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

    Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании. И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

    Да, и расскажите, пожалуйста, в комментариях, какие методы вы применяете для своих детей? Удачи вам, новых креативных идей и терпения! Если статья была для вас полезной и интересной поделитесь ею в социальных сетях, со своими друзьями, у которых есть дети. До новых встреч!

    Педагогика

    Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

    Характеристика проблемы

    Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

    • правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
    • научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
    • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
    • стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
    • укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
    • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
    • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

    Советы психологов: как приучить детей соблюдать порядок в доме

    Обязательно научите ребёнка помогать друг другу при выполнении той или иной работы

    Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку — это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше. Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием. Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

    • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья — не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
    • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
    • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
    • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

    Правила, которым стоит научить малыша

    Важно, чтобы в процессе наведения порядка вы общались с малышом на равных

    Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

    • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.

    Ещё один способ отметить успех — вручать бумажные звёзды в качестве наград. Ими можно даже оформить стену в детской.

    • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
    • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
    • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
    • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе — то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
    • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
    • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).
    Читайте также:  Ребенок не хочет идти в садик: почему и что с этим делать?

    Интересные способы дисциплинировать сына или дочь

    Стирка кукольных вещичек приучает бережно относиться и к своей одежде

    Самый лучший способ добиться чего-то от ребёнка — придумать собственные полезные забавы, ведь никто лучше родителей не знает, что интересно и полезно для сына или дочки.

    Для детей 2–5 лет

    • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
    • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы — 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
    • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
    • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
    • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.

    Для детей от 6 до 9 лет

    • Составление наглядного режима дня. Можно даже указать поощрения за выполнение нескольких пунктов.
    • «Детективы». Спрячьте какую-то игрушку или вещь ребёнка, которая ему очень по душе, и предложите использовать секретный детективный метод — качественное наведение порядка. Полезно в этой игре ещё и оговорить время, чтобы у малыша появился стимул сделать всё быстро.
    • «Илья Муромец борется со змеями». Предложите примерить на себя роль богатыря, который борется со змеями-мусором. Задача ребёнка — собрать всех «врагов» в определённые коробки.
    • «Аудио-уборка». Этот способ приобщает малыша не только к уборке, но и к чтению. Заведите правило: ребёнок убирает, а мама ему вслух читает. Если карапуз останавливается и просто слушает, «диктор» тоже прерывается, а история не продолжается.

    Начинать знакомить ребёнка с тем, какие дела выполняются по дому, можно с самого раннего возраста

    Для детей 10–14 лет

    На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

    • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет — убери то, что уже не используется».
    • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
    • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.

    Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты многолетних исследований, согласно которым было установлено, что мальчики более чувствительны в подростковом возрасте, чем девочки. Именно поэтому во многих начинаниях сыновья гораздо больше требуют поддержки со стороны родителей, чем дочери.

    • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
    • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

    Типичные ошибки родителей

    Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

    Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

    • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
    • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
    • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим — не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
    • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче — физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
    • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
    • Не кричите. Крик — это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса — это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

    Воспитание дисциплинированности у ребёнка — нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому — это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

    Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

    Почему с появлением ребенка в доме заводится беспорядок? Можно ли предотвратить распространение хаоса или придется смириться? Об этом в передаче «Учимся растить любовью» телеканала «Союз» Марина Ланская беседует с Александрой Витманн, экспертом по чистоте и порядку.

    Как научить ребенка поддерживать игрушки и вещи в порядке, не превращая процесс в муштру? Как не ссориться с детьми на почве быта и освободить время для хобби?

    Наверное, ни одна семья не обходится без подобных проблем.

    Александра, проблема обучения ребенка уборке возникает очень рано. Бытует мнение, что родитель, как только становится родителем, сталкивается с проблемой уборки и порядка в доме. То есть ребенок, собственно, не виноват, а в доме кавардак.

    Потому что родителям сложно одновременно и ухаживать за ребенком, и поддерживать чистоту в доме. По крайней мере, это очень распространенная ситуация. Можно ли сказать, что именно она является началом тех проблем, которые потом нарастают как снежный ком?

    – Наверное, начало проблем – в словах, которые мы используем. У нас даже тема программы обозначена: как приучить ребенка к порядку. Но мы ведь не приучаем ребенка к русскому языку, к вежливости. Мы говорим «научить» или «воспитать».

    Очень хорошее слово «воспитать», потому что в нем русский корень «пит» – питать. Вот, чем питаем, какую пищу даем, то и растет.

    Соответственно, если в тот момент, когда у нас появился ребенок, у нас в доме чисто, и мы действительно с этим легко справляемся и в первые дни жизни ребенка, и в первые месяцы, и в первые годы, то этот процесс происходит естественно.

    А вот почему родители не готовы к рождению ребенка жить так, чтобы не ощущать этой проблемы – это другой вопрос.

    Есть очень хороший стишок Агнии Барто, который мы – во всяком случае, наше поколение, с детства знали. Про Андрюшку:

    Мол, побудь со мною.

    Слышно с новой силой.

    Не сердись, мой милый!

    Вот это стихотворение, когда мы читали с дочкой Барто, меня всегда поражало. А в чём проблема, почему он в другой комнате кричит «Агу!», а мама, такая ответственная, моет посуду? И в этом – отражение какой-то модели родительского поведения.

    Мама уходит от ребенка, потому что надо навести порядок. А ребенок в этот момент должен либо найти себе какое-то утешение, в современном мире очень просто: включить, например, какое-то изображение.

    То есть мы с младенчества подменяем обычную жизнь, в которой есть обычные нормальные дела: покушали, помыли посуду, помыли руки, вытерли руки полотенцем. Мы подменяем это такими вещами, как наслаждения, отвлечения, развлечения.

    Соответственно ребенок уже в младенчестве дезориентирован, он воспринимает вот эту деятельность как что-то, что отнимает у него родителей: маму, папу, бабушку, того, кто за ним ухаживает.

    В более простом традиционном обществе ребенок был при маме, держался за юбку, на руках висел где-то подвешенный, и во всем этом процессе принимал участие – хотя бы глазами. То есть в традиционной ситуации ребенок просто наблюдал. Ему 2-3 месяца, а он видит, что мама развешивает белье, вытирает посуду, что-то там делает в раковине, как-то подметает.

    И ребенок может лепить тесто, мыть посуду. Пускай он будет делать это без какого-то качественного результата. Но уже маленький человек может все это делать прекрасно.

    И ситуация, когда мы даем оценку очень рано, или отвергаем его участие, потому что стремимся к какому-то такому, знаете, идеальному результату: не дай Бог, он разобьёт эту тарелку, или он помоет плохо, или он испортит вещь, вот в этот момент мы, конечно, его отучаем от порядка.

    Вот если мы не делаем действий, противоречащих тому, чтобы ребенок в порядке участвовал деятельно – настолько, насколько его активность сама в этот процесс включается;

    и если мы не ставим порядок между ребенком и собой как препятствие, которое законно позволяет нам игнорировать его потребности в общении с нами, то тогда у ребенка нет оснований относиться к порядку плохо.

    Для него это интересно, потому что это, в общем-то, и есть вся его жизнь.

    Мы затронули такой важный аспект как отношение современного человека – и ребенка, и подростка, и взрослого человека – к труду. Действительно, он у нас совсем не такой, какой был у предшествующих поколений. И праздность, развлечения – они во главе.

    И даже если мы трудимся, то для того, чтобы «заработать» эту самую праздность. Такое отношение к труду делает этот труд негативным и неприятным делом. А собственно говоря, труд должен приносить радость. Иначе просто очень тяжело жить, потому что трудиться придется.

    Согласна, что ребенка нужно обязательно подключать – в игровой, может быть, форме, к тому, чтобы он трудился вместе с родителями и видел работающих родителей, а не сидел, уткнувшись в телевизор.

    Но, наверное, этого мало. Потому что большинство родителей так и поступают. Они дают ребенку и с посудой повозиться, и постирать что-нибудь. Но при этом результат один: убирать игрушки ни один ребенок почему-то не желает.

    Или очень редкий ребенок стремится к порядку. Большинство детей предпочитают после игры оставить все, как есть. И вот здесь каждая мама сталкивается с проблемой перед сном: нужно что-то делать, или заставить, или придумать творческий подход для того, чтобы ребенка организовать, или убрать самой.

    И иногда уставшая мама выбирает третий вариант. Как Вам кажется, какой правильный сценарий для того, чтобы ребенок развивался так, как нужно, в этом направлении?

    – Правильный сценарий будет правильным для каждой ситуации, разным. Потому что то, что Вы сейчас описали – это целая совокупность абсолютно разных ситуаций. Давайте я опишу две. Первое – ребенок не хочет убирать игрушки, предпочитает оставлять их в разобранном виде; и второе – мама делает это сама.

    Что такое игрушки для ребенка, что такое для ребенка игра?

    Наверное, это его основная деятельность.

    – Это его дело. А давайте посмотрим на кабинет папы или на его стол, на инструменты, с которыми работала в течение дня мама.

    Мама перед сном все инструменты убрала на свои места? Папа все свои документы сложил аккуратно в стопку, или он оставил творческий беспорядок?

    Для ребенка игра – это главное дело, причем дело, от которого он устает. В какой ситуации мы можем оставить беспорядок? Когда мы понимаем, что нам проще вернуться к этому процессу вот в этой точке, или когда мы устали.

    То есть либо процесс не завершён, либо мы утомились очень сильно. Вот здесь, конечно, искусство воспитания – смотреть за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в том числе и от игры. Понимать, что игра для ребенка – это труд.

    И если мы не можем работать больше определенного количества часов в день, то, нагружая ребенка всё время игрой, мы его переутомляем. Когда мы ему даём трудовые паузы: помоги мне вытереть посуду, подмети крошки под столом, вытри со стола – так как ты можешь, – мы даем ему как раз отдых от его тяжелого труда.

    Чем больше мы даем ему отдыха в виде простых поручений, не связанных с его основным интересом, казалось бы, к игрушкам, тем легче ему будет в конце дня и эти игрушки как-то организовать, если для них, опять же, есть организованное упорядоченное место.

    Есть папы, которые никогда не убирают свой беспорядок, потому что у них нет понятия «творческий порядок». Если у ребенка в детской или в комнате, в которой он живет с родителями или с другими детьми, тоже нет системы, то ему некуда возвращать игрушки.

    Вы говорите «убери игрушки», а он не понимает, о чем речь.

    Очень важно, как мы это говорим. Если мы говорим спокойно: убери игрушки с пола так, чтобы я ночью, когда к тебе приду проверить, хорошо ли ты спишь, не споткнулась. Ребенок это сделает, потому что ему понятно, что просят.

    Очень часто мама может выдвинуть несколько рекомендаций последовательно: убери игрушки – почисть зубы – ложись спать. Ребёнок сделает что-то одно, или ничего.

    Потому что ребенок, так же как и мужчина, кстати, в отличие от женщин, понимает только одно побуждающее предложение. И выбирает из него либо единственное, либо понимает, что ему поставили невыполнимую задачу, и он находится в состоянии размышления: что же теперь с этим делать.

    Негативная интонация вызывают негативную, и если мы её проецируем, то можем её проецировать просто потому, что в детстве с нами разговаривали приблизительно так же.

    Ситуация, когда мама сама убирает, неплохая. Важен посыл, как мама убирает.

    Например, мама говорит: я понимаю, что ты не можешь убрать, потому что ты устал, я тебя люблю и хочу тебе помочь, я это делаю как помощь.

    Мама говорит: я понимаю, что ты не можешь убрать, потому что ты не знаешь как убрать, я сейчас это сделаю, но ты не отвлекайся, смотри, как я делаю, потом, в следующий раз, когда поймешь, ты сделаешь что-то сам – завтра, например. Совершенно нормальная договоренность.

    Но если мама просто делает сама, потому что мне проще самой убрать, то это не воспитание – уборщицей быть легче, чем воспитателем.

    Если мы хотим, дорогие родители, чтобы наши дети стали самостоятельными, огромный наш интерес заключается в том, чтобы дети умели делать всё вокруг себя сами. Потому что мы идем в мир, где мало желающих быть слугами и мало желающих быть зависимыми.

    Сейчас эпоха индивидуализма, и каждый человек, и наши дети, новые поколения, хотят вырасти свободными и такими, какими они хотят быть.

    Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка

    – Личный пример, о котором столько говорилось, наверное, основополагающий. Если родители сами придерживается порядка, постоянно показывают хороший пример, то, наверное, ребенок за ними тянется.

    Когда я готовилась к передаче, читала, а что родители сами думают по этому поводу. На форумах увидела мнение: никогда не надо делать за ребенком его работу. Например, если он не убрал игрушки вовремя, скажите ему, что вы их через десять минут выбросите, и тогда, наверное, он как-то ускорится в процессе уборки.

    Но мне кажется, это может потом прилететь бумерангом. Когда мы попросим о чем-то ребенка, он может то же отвечать. То есть он не окажет помощь – мало того, может и потом чем-то подобным угрожать, потому что дети всегда повторяют за нами то, что мы транслируем.

    Как здесь быть и воспитателем, и примером? Очень сложно принять решение родителю: где помочь, где уступить, а где настоять на своем. И уборка, наверное, очень яркий пример, на котором видно, что родителю сложно каждый раз принимать решение.

    А уборка и порядок – это то, что делается ежедневно, и этот вопрос: уступить, помочь, рассказать как, научить, показать примером, или требовать, или дисциплинировать – он стоит перед родителями каждый день.

    Дайте, пожалуйста, советы, как поступать.

    – Наверное, надо посмотреть на уборку не как на процесс самоценный. Вот, мы убираем –но мы же не уборщиков растим. Надо посмотреть на уборку как на часть жизни. И если говорить искренне, то окажется, что убирать-то нам всем особо не хочется, потому что это работа скучная и нудная.

    Если посмотреть на уборку в квартире как на процесс, который должен обеспечить нам условия творчества, чтобы мы могли сесть и создать, что-то придумать, поставить семейный спектакль, что-то сшить – я говорю о каких-то хобби, – то акцент изменится. Мы поймем, что уборка – это не цель, а условие.

    И если родители так на этот процесс будут смотреть, то они поймут, что, в общем-то, не столь важно: через десять минут ребенок уберёт эти игрушки или через час. А важно договориться с ним.

    Понимаете, угроза «через десять минут я все выброшу!» в возрасте до семи, может быть, даже до десяти лет может хорошо работать. А может не работать совсем. Может вернуться бумерангом в виде какого-то подросткового хамства, а может и не вернуться, это зависит от очень многих факторов.

    Но угроза создает ситуацию, в которой для ребенка уборка становится чем-то отвратительным. И если мы создаем модель, в которой уборка становится отвратительной, то мы лишаем детей будущего, в котором они могут использовать уборку как условие для того, чтобы создать в своем небольшом доме атмосферу творчества и трудиться совсем другим образом – может быть, без веника в руках, на благо всего общества.

    Александра, во многих семьях, у которых нет проблем с уборкой, пока ребенок маленький, почти всегда такие проблемы появляются, когда ребенок достигает возраста 12-13 лет. Это возраст, когда ребенок многие навязываемые ему, как ему кажется, ориентиры начинает подвергать сомнению.

    В том числе сомнению он подвергает необходимость убирать свои вещи, ему кажется, что это второстепенно – содержать в порядке комнату, свое место.

    Из чего это проистекает, как к этому относиться родителям: как к временному явлению, которое надо просто пережить; или это важный момент, формирующий личность, когда родителям нужно сконцентрироваться и направить ребенка?

    – Безусловно, это важный момент. И, если такая ситуация возникает, то это звоночек о том, что некий некоторый момент упущен. Что значит, ребенок говорит: я не буду убирать? Ведь квартира общая, и даже его комната, которая становится местом скопления пыли, усложняет жизнь маме и папе.

    Даже если он живет за закрытой дверью, что подростки часто делают, в одиннадцать лет вешают таблички, просят врезать замок, запрещают входить в их пространство – даже тогда, когда их нет дома, – это, пожалуй, надо уважать, и этот период надо пережить грамотно.

    Потому что это ситуация, когда ребенок как бы выходит из гнезда, не бросая это гнездо. Он не может в одиннадцать лет начать собственную жизнь и строить собственную семью, но он уже репетирует, как это будет.

    И, возможно, важны какие-то ошибки, которые он делает, и в первую очередь в быту, – потому что наша жизнь, как бы мы ни витали в облаках, в конце концов все равно нас «якорит» на землю и возвращает к необходимости кушать, готовить еду, убирать за собой посуду, стирать свою одежду.

    Эти ошибки, которые ребенок сделает – возможно, это те ошибки, которые надо дать возможность сделать ему самому.

    Надо понимать, что когда переживается ранний подростковый возраст, действительно происходит перестройка мировоззрения, и это описано научно людьми, которые изучали мышление ребенка.

    То есть надо понимать, что до определенного момента ребенок не разделяет себя и мир. И для него все, что вокруг есть – это он. Вы, Марина, этот диван, все, что я вижу – это я.

    И вот это самосознание, которое начинает формироваться одновременно с гормональными изменениями в теле, начинает ребенку говорить о том, что нет, Марина – это не ты, она по-другому чувствует, и диван тоже не ты.

    И вот в этот момент ребенок, действительно, может создавать залежи фантиков у себя под кроватью: все, что я съел, оно у меня в животе, а все, что я развернул, это тоже моё, это какая-то часть меня. Но это очень короткий период, это буквально несколько месяцев.

    И, конечно, если вы это заметили, то самое лучшее – это просто поговорить с ребенком на эту тему, объяснить ему, что это ничего страшного, это не значит, что ты грязнуля и неряха. Да, я у тебя такое обнаружила, но ты это переживешь.

    На самом деле этот процесс может продолжаться, знаете, до 80 лет, если не помочь и не подсказать ребенку, что это нормально и если создать из этого проблему, то есть внедрить систему наказаний угроз, и так далее.

    Если ребенок в этом процессе застревает, или, например, он его прошёл, вы знаете, что два года назад всё было в порядке, и он выработал какую-то систему уборки, он принимает наши семейные правила, он знает, что мы раз в месяц, например, делаем полную влажную уборку во всей квартире, – а потом вдруг возвращается к этой ситуации, то, возможно, это ситуация, когда нужно задуматься, обратиться к психологу, к доктору.

    Потому что иногда различные заболевания проявляются так. Может быть, ребенок просто очень сильно устает от той нагрузки, которая навалена на него. Разные причины, в них надо разбираться. Закрывать на это глаза не стоит.

    Александра, а можно ли научиться порядку, будучи взрослым?

    – Безусловно, этому учиться нужно. Даже если вы думали, что вы этим владеете, сейчас такое время, когда этому нужно переучиваться.

    Литературы много, и она не всегда помогает, я все-таки склонна к практическому подходу, потому что уборка, кроме всего прочего, имеет некий травматичный след, поскольку это воспитание, а воспитывали нас не всегда методами поглаживания.

    У кого-то проблемы с беспорядком связаны с травмами.

    И вот на это надо ориентироваться, чтобы уборка приносила счастье и вам, родители, и детям. Если вы почувствовали, что счастья становится меньше от уборки – значит, в своем отношении к ней надо что-то скорректировать, значит, с этим что-то не так.

    Обучаясь заново убирать свой дом, человек свои травмы исцеляет. Это восхитительный процесс, который приносит вдохновение и радость…

    Соб. инф.

    Фото из открытых источников

    Памятка для родителей “Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине”
    консультация на тему

    Рекомендации для родителей по воспитанию дициплинированности у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    pamyatka_distsiplina.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

    «Как приучить ребенка к порядку и дисциплине»

    Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку . Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку. Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми. Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.

    Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья усвоила правила соблюдения порядка в доме.

    ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим.

    Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в доме кто-то спит – не шуми. С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.

    ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции.

    Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.

    Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».

    Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» – в коробку).

    Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).

    НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.

    ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять.

    Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.

    • Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).

    • Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.

    • Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.

    ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко.

    Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

    • не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);

    • держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;

    • избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;

    • заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;

    • не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;

    • в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного – и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).

    ПРИНЦИП 5: Не торопиться.

    Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы. Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.

    Эта таблица подскажет вам, как приучать ребенка к порядку и дисциплине более эффективно.

    Что может делать ребёнок

    ✓ собирать разбросанные игрушки

    ✓ складывать в стопку книги и журналы

    ✓ самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки

    ✓ разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик)

    ✓ вешать курточку на крючок после прогулки

    Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять

    ✓ помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)

    ✓ помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)

    ✓ мыть за собой тарелку и чашку

    ✓ вытирать пыль специальной тряпочкой

    ✓ поливать комнатные цветы

    ✓ выносить за собой горшок

    Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка

    ✓ раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю)

    ✓ стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики

    ✓ пылесосить и простирать с помощью швабры пол

    У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой.

    ✓ иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)

    ✓ самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную)

    ✓ уметь готовить простые блюда (яичницу, салат)

    Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.

    ✓ поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)

    ✓ свою комнату убирать самостоятельно

    Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику.

    Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе. Важным фактором дисциплины является последовательность требований. Таким образом, ребенок будет в том случае дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Януш Корчак писал: “Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мел.

    В комнате некуда ступить ногой… Машинки, детали конструктора, куклы, кусочек яблока, рассыпанная мозайка, надкусанное печенье, брошенная чашка… Что ж, кажется, пора приучать малыша убирать.

    Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности.

    “Приучаем ребёнка к порядку”.

    Советы для родителей.

    Даны рекомендации для родителей, как себя вести с детьми и постепенно приучать их к порядку.

  • Ссылка на основную публикацию