Что делать, если ребенок боится горшка: 7 шагов для преодоления страха

Что делать, если ребенок боится садиться на горшок

Часто малыши не хотят что-либо делать без видимых причин. Но иногда под капризами могут скрываться и определенные страхи. Если ребенок боится садиться на горшок, то становится проблематичным приучение крохи ходить на горшок.

Почему ребенок боится садиться на горшок

Очень часто взрослые могут не понимать истинных причин, которые каким-то образом связаны со страхами ребенка. Следует внимательнее относиться к своему малышу, чтобы выявить и устранить данную проблему:

  • Иногда малыша слишком рано начинают приучать к горшку, по своим физиологическим особенностям он еще к этому не подготовлен. От того насколько быстро будут созревать определенные центры в мозге головы ребенка напрямую зависит, когда будут возникать новые способности. Так, области мозга, что несут ответственность за испражнения, начинают активироваться лишь с полутора или двух лет, а это значит, что сажать годовалого ребенка на горшок абсолютно бессмысленно. Можно пытаться подловить или преподносить горшок в роли игрушки, тем самым, стараясь подготовить малыша к такому навыку. Если несвоевременно обучать, то малыш будет негативно воспринимать данный предмет, в результате чего ребенок боится горшка.
  • Опаска может скрываться за тем, что кроха впервые увидел вещь. Если малыш не успел с горшком как следует «подружиться», то он может воспринимать его как угрозу. Тем более, что предмет холодный.
  • Иногда в детском саду воспитателями неадекватно может восприниматься ситуация, когда ребенок не успел добежать до горшка. Из-за таких эмоциональных возгласов, малыш может затаить в душе страх как на сам предмет, так и на процесс, связанный с дефекацией и мочеиспусканием. Поэтому важно при устройстве в садик убедиться в удобстве туалета, чтобы горшок или унитаз был комфортным, присутствовала бумага, имелось место для уединения. Если данные условия отсутствуют, то зачастую появляются проблемы со сдерживанием у ребенка позывов к дефекации пока он не придет домой, а это грозит запорами.
  • Если у малыша имеются запоры, то во время дефекации он испытывает боль, поскольку каловые образования становятся уплотненными и могут травмировать прямую кишку. Из-за неприятных ощущений при использовании горшка малыш начинает ассоциировать данный предмет с появлением боли. Часто из-за этой проблемы ребенок боится садиться на горшок. Такой тип запора уже относится к психологической проблеме.
  • Некоторые родители стараются приучить ребенка садиться на горшок по определенному распорядку времени, что делает его менее самостоятельными. Часто такое поведение приводит к появлению страха перед походом в туалет. Если при этом малыша регулярно наказывают за неопрятный внешний вид или стыдят, то тревожность и страхи только увеличиваются. Ребенок начинает бояться и переживать, что не сможет оправдать надежды мамы, а это приводит к эмоциональному стрессу. Боязнь горшка может крыться в том, что родители излишне требовательны и не оказывают должной поддержки.
  • Дети, как известно, большие фантазеры. Ребенок может бояться садиться на горшок, потому что внутри кто-то живет и может ухватить его за попу. Эти иллюзии иногда становятся огромной проблемой, устранить ее можно только если провести открытую беседу с ребенком, в которой разъяснить, что бояться совершенно нечего.
  • Причина может быть очень банальной, о которой взрослые иногда не способны догадаться. Ребенок просто очень застенчивый и может отказываться от горшка, потому что рядом находятся дети противоположного пола или родители. Достаточно просто сделать условия более комфортными, чтобы малыш находился в спокойном уединении.

Как побороть страх перед горшком

Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенка никак не удается посадить на горшок. Появляется плач или малыш начинает убегать и прятаться. Чтобы родители не делали, все оказывается бесполезным. Что делать с такой проблемой?

  1. Необходимо подождать некоторое время, которое потребуется ребенку для успокоения. Это очень важно. Не нужно настаивать и пытаться силой заставить малыша сходить на горшок. Не нужно фиксироваться на данной проблеме, поскольку это приведет только к ухудшению ситуации.
  2. Можно пойти в магазин вместе с малышом и подобрать тот горшок, который ему больше всего понравится. Лучше, если кроха сам выберет себе нового «друга».
  3. Новый горшок нужно оставить в той комнате, где любит находиться малыш, чтобы произошло привыкание к вещи. Не нужно пытаться сразу посадить ребенка на горшок, это приведет к появлению новых страхов. Постепенно малыш привыкнет к горшку и перестанет бояться его.
  4. Можно ребенка аккуратно подвести к горшку, дать в руки, чтобы малыш осознал, что бояться нечего.
  5. Попробовать поиграть в горшок. Например, дать ребенку куклу или игрушку и попросить сводить на горшок. Благодаря таким играм, у малыша будет складываться восприятие того, что это обычные вещи. Главное, все делать с позитивом, чтобы малыш не испытывал неприязни к предмету.
  6. Не нужно постоянно требовать от ребенка, чтобы тот сел на горшок. Лучше попробовать посадить игрушку, приговаривая определенные позитивные слова. Кроха будет наблюдать, как зайка ходит в туалет и вскоре сам перестанет бояться горшка.
  7. Неплохим вариантом станет рассказ сказки про горшок. К примеру, что горшочек такой грустный, потому что его никто не любит, он очень расстраивается, если в него не хотят писать или какать.

Боязнь горшка после посещения детского сада

Если после посещения садика у малыша появился страх ходить в туалет, то лучше забрать малыша от данного воспитателя или перевести его в другую группу. Нельзя размениваться физиологическим и психическим здоровьем из-за определенного удобства. Это будет первым шагом, который поможет устранить проблему.

Для начала обязательно стоит отвести ребенка к врачу, чтобы убедиться, что никаких изменений внутри организма не случилось. Если вдруг что-то было выявлено, обязательно необходимо принять все меры для устранения этого.

Если имеются стойкие запоры, то следует использовать медикаментозные препараты и сделать питание сбалансированным. Кроме того, иногда можно применять клизмы или вставлять ректальные свечи.

От старого горшка придется избавиться и приобрести другой. Чтобы он выглядел более дружелюбным, можно нарисовать на предмете широкую улыбку. С ребенком нужно вести себя очень деликатно, не стоит торопить события, пусть малыш забудет о прежних неприятностях. Не нужно негативных эмоций. Чем чаще будете хвалить своего малыша, тем лучше.

Психотерапия

Дети очень любят слушать, когда взрослые читают. Поэтому лучшим вариантом для решения проблем со страхами является терапия сказками. Если ребенок боится горшка, то благодаря сказке можно выявить причину этого и попробовать помочь малышу. Чаще всего у детей возникают ассоциации с теми героями, которые присутствуют в повествовании. Поэтому лучше придумывать сказку для ребенка, который боится горшка, используя следующие приемы:

  • сравнивать действия в сказке с проблемами ребенка;
  • сказочный персонаж по возрасту должен оказаться таким же, как малыш;
  • обязательно должен присутствовать хороший конец;
  • рассказ необходимо вести на языке, понятном ребенку;
  • необходимо выбирать момент, когда у малыша будет хорошее настроение.

Очень важно, чтобы зло в сказке всегда было в приуменьшенном варианте, а главный герой мог его победить. Благодаря такой сказкотерапии, ребенок быстрее справится с собственными страхами.

Что делать, если ребенок боится садиться на горшок?

Во многих семьях приучение к горшку проходит успешно, и дети исправно пользуются этим полезным приспособлением. Однако некоторые родители сталкиваются с неприятной ситуацией, когда малыш кричит, плачет, брыкается, если ему предлагают сесть на «ночную вазу».

Почему ребенок боится ходить на горшок и как вести себя взрослым в подобных обстоятельствах?

Мама с папой часто списывают единичный отказ малыша выполнять какое-либо действие на банальные капризы. Если же нежелание садиться на горшок систематические повторяется, впору задуматься о возникновении боязни этого предмета. Давайте вместе попытаемся разобраться в столь непростом случае, узнав возможные причины страха.

Почему ребенок не садится на горшок?

Зачастую источники подобных опасений лежат на поверхности.

  1. Излишне напористое мамино стремление приучить малыша справлять нужду не в памперсы, а «как положено» может привести к тому, что детей в буквальном смысле начинает трясти от страха при виде этого аксессуара.
  2. Способность контролировать процессы мочеиспускания и опорожнения кишечника начинает формироваться у деток только ближе к двум годам. Раннее приучение к туалету не только снижает желание быть самостоятельным, но и приводит к различным неврозам.
  3. Педагоги в садике не всегда корректно относятся к тому, что дошкольник не успел или забыл сходить в горшок. Негативные возгласы по поводу досадного случая, случившегося на глазах других деток, могут отвратить малыша от этого предмета.
  4. Чрезмерная требовательность и скупость на похвалу, а также наказание за неопрятность повышают у ребенка уровень тревожности. Боязнь не оправдать родительских надежд приводит к категоричному отказу от «пластикового друга».
  5. Следует помнить и о том, что горшок для крохи – предмет новый, и знакомство с ним вызывает порой целую бурю эмоций. Страхи могут возникнуть из-за того, что первое усаживание произошло без определенной подготовки.
  6. Стеснительные дети предпочитают делать свои «грязные дела» в подгузники, а не в горшочек, потому что чрезмерно заботливые мамочки любят «стоять над душой» и подбадривать различными звуками: «пись-пись», «а-а».
  7. Боязливые детки опасаются, что в туалете живет кто-то страшный, способный ухватить их за попу. Такие фантазии они переносят на горшок, справедливо считая его аналогом унитаза.
  8. Плотные каловые массы и, как следствие, боль при дефекации приводят к неприятным ощущениям, которые малыш начинает ассоциировать с «ночной вазой» и тем моментом, когда на нее усаживается. Медики называют этот процесс психологическим запором, который требует специальной помощи.

Как преодолеть детский страх перед горшком?

Итак, вы просмотрели причины столь деликатного явления и выделили именно ту, которая повлияла на поведение вашего чада. Как помочь ребенку избавиться от испуга и привить любовь к «горшечным» делам?

  1. Самое главное – не ругайте малыша и не используйте силу, чтобы заставить его ходить на горшок. Подобными поступками вы только усугубите проблему и усилите его негатив по отношению к гигиеническим навыкам.
  2. Чтобы неприятная ситуация забылась, оставьте карапуза в покое, уберите горшок с глаз долой (или выбросите). Не упоминайте о нем, не упрекайте, что кроха опять вернулся к памперсам. На данном этапе вам необходимо создать ощущение безопасности, тогда дети быстрее забудут о своих прежних неприятных чувствах и охотнее пойдут с вами на контакт.
  3. Предложите ребенку вместе выбрать новый туалетный аксессуар. Покупку следует разместить в его комнате, чтобы малыш привык к предмету и сам регулировал дистанцию. Не настаивайте, чтобы он тут же стал использовать горшок по назначению.
  4. Позвольте крохе украсить горшочек – мальчик может прилепить на него наклейки с супергероями, а девочка – повязать красивую ленту. Таким нехитрым способом обезличенный предмет превратится для детей в доброго приятеля.
  5. Если вы заметили, что малыш стесняется ходить в горшок при свидетелях, оставьте их наедине друг с другом и выйдите из детской. Карапуз догадается, что никто за ним не подсматривает, и сам справит нужду. Вам останется лишь похвалить его за самостоятельность.
  6. Проигрывайте с куклами и другими игрушками «горшечный» этикет. Пусть кроха сажает любимого пупса на «ночную вазу», постепенно воспринимая ее, как что-то обычное и даже интересное. Кстати, совместная игра приносит позитивный настрой и раскрепощает ребенка.
  7. Некоторым детям нужно просто увидеть, а не услышать, что унитаз (а значит, и горшок) – это совсем не страшно. Снимите крышку бачка и покажите, как работает смывочная система. Предложите малышу самому нажать на кнопочку. Попробуйте добавить немного желтого красителя в унитаз, чтобы он увидел, как вода смывает продукты жизнедеятельности.
  8. Если же вы столкнулись с психологическим запором, то убедить ребенка вновь пользоваться горшком будет намного сложнее, так как неприятные ощущения накрепко поселились в его подсознании. Исключите из детского меню крепящие продукты, и разнообразьте его различными фруктами и овощами, которые способны предупредить возникновение запоров. Вероятно, вам потребуется специальное средство, которое вынудит кроху сесть на горшок. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и, возможно, психологом.
  9. Двухгодовалым детям нравятся слушать сказки, которые рассказывает мама. Если кроха по каким-то причинам не хочет садиться на горшок, возьмите на вооружение такой метод лечения страхов, как психотерапия. Специально подобранная волшебная история поможет выявить подоплеку боязни и нейтрализовать ее.
Читайте также:  Кризис 1 года: как реагировать на поведение ребенка

При рассказывании терапевтической сказки необходимо соблюдать несколько условий:

  • главный герой должен быть ровесником вашего чада (в возрасте двух-трех лет лучше брать не детей, а животных – медвежонка, зайчонка и т д.);
  • персонаж имеет такие же проблемы – боится писать и какать в горшок;
  • конец у сказочной истории всегда положительный;
  • читайте сказку, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов ее слушать.

Чтобы избежать трудностей с приучением детей к «ночной вазе», держите себя в руках, не торопите события, делайте все последовательно и спокойно. Помните, только доброжелательное отношение помогает добиваться серьезных успехов в воспитании ребенка.

Что делать, если ребенок боится садиться на горшок

В первые годы жизни бывает, что дети отказываются что-то делать, казалось бы, без видимой причины. Под внешней капризностью и вредностью часто скрываются страхи. Когда ребенок боится горшка, то приучение его к туалету становится проблемой, т.е. именно приучение ходить на горшок становится проблемой…

Боязнь горшка: причины страха

  1. Часто малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому. Возникновение новых способностей, в том числе и удерживание кала и мочи, у всех детей зависит от созревания определенных центров в головном мозге. Области мозга, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, вступают в силу, начиная с 1.5-2.5 лет , поэтому требовать от годовалого ребенка умения пользоваться горшком абсолютно бесполезно. Можно подлавливать, использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать. Несвоевременное, навязчивое обучение может привести к отрицательному восприятию малышом этого предмета, которое усугубляется страхами и полным отказом ходить на горшок в будущем.
  2. Ребенок боится горшка, потому что это новый для него предмет. Такое происходит, если родители не купили заранее горшок, малыш не успел привыкнуть к новому “другу”. А теперь его пытаются посадить на этот холодный, скользкий и довольно-таки страшный предмет.
  3. В детском саду распространены случаи, когда воспитатели неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Эмоциональные возгласы по поводу неприятности, постигшей ребенка на виду у других детей, могут поселить в душе малыша страх не только перед самим горшком, но и актами дефекации и мочеиспускания. Устраивая ребенка в детский сад, родители обязаны посмотреть, какой там туалет: удобные ли горшки (унитазы), есть ли туалетная бумага, может ли ребенок уединиться. Отсутствие этих условий почти всегда ведет к тому, что дети сдерживают позывы на дефекацию до прихода домой, что приводит к запорам.
  4. Следующая причина того, что ребенок боится горшка напрямую вытекает из предыдущей. При появлении у ребенка физиологических запоров, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Неприятные ощущения во время использования горшка ведут к тому, что у малыша этот предмет начнет ассоциироваться только с болью, и ребенок станет бояться какать в горшок. Такой запор уже является психологическим.
  5. Родители, которые пытаются высаживать ребенка по часам, лишают детей самостоятельности и скупы на похвалу, могут столкнуться с тем, что кроха начнет бояться садиться на горшок. Когда малыша наказывают за неопрятность, стыдят, у него возрастает уровень тревожности и страха. Боязнь не оправдать надежд родителей, с которыми у ребенка слабый эмоциональный контакт, накапливается внутри, не находя выхода. Если ребенок боится горшка – это может быть следствием чрезмерной требовательности к нему и недостаточной поддержки.
  6. Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком. Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.
  7. Причина того, что ребенок боится садиться на горшок, может быть настолько банальна, что многие родители даже не подозревают, как они плохо понимают своего малыша. Есть застенчивые, не по возрасту стеснительные дети, которые в 3 года могут отказываться ходить в туалет в присутствии посторонних или родителей противоположного пола. В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

Видео: мама отчитывает маленькую дочку

Итак, когда вы пытаетесь усадить ребенка на горшок, а он плачет, вопит, убегает, прячется, то в такой ситуации добиться от ребенка, чтобы он “свои дела” сделал в горшок бесполезно. Но есть ряд советов, как помочь малышу перебороть страх перед горшком.

  • Оставьте ребенка в покое, подождите пока ситуация забудется, а малыш перестанет бояться горшка. Это очень важно, без этого пункта все остальное работать не будет! Вы должны перестать бегать за малышом с горшком на перевес. Ведь именно фиксация на этой проблеме в семье ухудшает боязнь горшка у ребенка;
  • Можно купить ребенку новый горшок (пусть ребенок выберет себе его сам). Это очень важно, чтобы малыш почувствовал этакую власть над ситуацией;
  • Покупку поставить в комнате, где ребенок чаще всего находиться, но не настаивать, чтобы малыш сразу же использовал его по назначению. Иначе можно спровоцировать то, что ребенок начнет опять бояться горшка. Пусть малыш к нему попривыкнет, сам регулирует дистанцию. Это снимет давление с Вашей стороны, т. е. вы не будете бегать за карапузом с этим вопросом;
  • Можно изучить его, познакомиться с ним, посмотреть из чего он сделан, пощупать, попереворачивать и т. п. Этим снимется часть боязни неизвестного, т. е. непонятного горшка;
  • Нужно проигрывать в играх эту ситуацию. Пусть ребенок сажает на горшок куклы, игрушки и т. п. В результате таких игр, малыш будет постепенно воспринимать его, как что-то обыкновенное, обыденное. И что здесь самое главное: игра несет позитивные эмоции, проигрывание «горшковой»ситуации — позитивные эмоции по отношению к горшку;
  • Вместо того, чтобы настаивать «Аня, пойдем на горшок!», можно водить «на горшок» любимые игрушки ребенка: «Вот наш зайчик писать захотел, давай пойдем с ним вместе» и т. п. Этот прием очень похож на предыдущий и собственно механизм действия здесь тот же самый;
  • Наклейте на горшок глазки и улыбку. Так незнакомый обезличенный предмет превратится в друга малыша;
  • Очень хорошо работает такой прием: придумывать, рассказывать и проигрывать с малышом сказки на горшочную тему. Посыл сказки может быть таким: горшочку очень грустно просто стоять без дела, одиноко и т. п. он очень плачет, когда в него не писают и не какают.

Видео: Ребенок отказался ходить в туалет на горшок

Психотерапия

Обычно к 2-м годам дети уже любят, когда им читают книжки. Прекрасным методом в лечении страхов у детей является сказкотерапия. Если ребенок начал бояться горшка по какой-то причине, сказка может помочь выявить ее и затем нейтрализовать. Слушая истории, дети ассоциируют себя с главными героями. Чаще всего малышам неосознанно нравятся сказки, сюжет которых отражает их собственную проблему или страх. Поэтому придумывая терапевтическую сказку для ребенка, который боится какать и писать в горшок необходимо:

  • Проводить аналогию между действиями в сказке и проблемами малыша;
  • Персонаж сказки должен быть ровесником ребенка;
  • В сказке должно быть решение проблемы с благоприятным исходом. Проводя параллели страхов в жизни ребенка и в истории, нужно приуменьшить значение того, чего ребенок боится;
  • Сказка должна быть на понятном для ребенка языке;
  • Рассказывать сказку, когда малыш позитивно настроен.
Читайте также:  Ребенок не хочет учиться - советы психолога о том, что делать родителям

Читаем далее:

“Формула легкого приучения к горшку”

Вам это знакомо? – Ваш ребенок кричит, выгибает спинку и категорически отказывается садиться на горшок… Вы устали постоянно вытирать лужи на полу! Вы не знаете, как помочь ребенку приучиться к “туалетным делам”? Вам надоело тратить кучу денег на тонны подгузников!!

Видео: Способы усадить малыша на горшок

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Чем победить детские страхи? Советы психолога

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям:

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что. ». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Почему дети боятся темноты?

Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.

Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться). Это возраст активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.

Итак, страх темноты:

– может быть возрастным,

– может быть последствием родового стресса,

– может быть приобретенным, если в темноте ребенка испугал громкий звук или какой-то предмет, либо кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком или наказал, оставив в темной комнате,

– страх бывает наследственным.

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, откуда берутся дети, простыми словами?

Чего нельзя делать, когда ребенок отказывается спать без ночника и жалуется, что в темноте «кто-то есть»?

Нам важно помнить, что ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире.

Опасно ребенка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться. Он перестанет не бояться, а доверять нам свои страхи и свою уязвимость.

Работа со страхом может вестись на «территории» страха, а именно – на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.

Как помочь ребенку победить страх и «превратить темноту в друга»?

Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте. Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).

Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:

  1. Теневой театр.
  2. Игра в темноте с фонариком (спрятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать).
  3. Светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно «звездное небо»).
  4. Ангел-хранитель день-ночь (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи).
  5. Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) и пульверизатор с картинками. Можно поставить на тумбочке ребенка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры, убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей.
  6. Сделать «Портрет монстра». Когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ». Моя книжка-практикум «Путешествие Страшилки» во многом на этом построена.
  7. Рисование на черной бумаге. Черная бумага – темнота. Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками – уже само рисование на черной бумаге – чудесная терапия, можно наклеить глазки, «пугающие» в темноте, а потом представить, чьи они – ежика, зайчика, белки, котика.
  8. Сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (сплести мандалу из ниток, нарисовать).
  9. Из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от «страшил».
  10. Сделать мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы). Но важно их делать не из черной, а из цветной бумаги или фольги.
  11. Сделать фонарики из бумаги и лед-свечей.
  12. Играть в прятки.
  13. С 3,5 лет дети часто играют в супергероев. Можно «превратить» ребенка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте. Например, нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует суперспособности – видения в темноте, в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» с очками ночного видения.
  14. В мультсериале «Тигренок Даниэль и его соседи» есть хорошая серия для трансформации страхов.

Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют, иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, а также его опыту уважения и поддержки, некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста. Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха для его трансформации.

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

– Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов – тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

– Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него – целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» – спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». – «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

– Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

– Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти – скажем, в кино – и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом – например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота – это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте – в жмурки, в поиски клада с фонариком, – чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

– В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

– Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина – пережитые травмирующие ситуации – то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет – поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

4. Страх, навеянный действительностью

– Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

– Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

5. Страх смерти

– Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

– Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.

Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов – в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут – только к психиатрам.

Ссылка на основную публикацию