Как научить ребенка одеваться: простые советы

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал – и воспитатели, и няни – то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!». Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап – самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап – снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка – это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки – с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

Несколько полезных советов от опытных мам

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс – на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.

  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша – это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.

  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Мишина Екатерина Сергеевна
Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Когда настает пора отдать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в это дошкольное учреждение. Если раньше Вы могли позволить себе провести лишний час, одевая малыша,то утренние сборы в садик похожи на настоящий марафон: разбудить, умыть, покормить, одеть, обуть. И при этом еще успеть собраться на работу. Поэтому важно научить ребенка одеваться самому. Но как это сделать?

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и

если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками. Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками.

Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» – это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования «на перегонки»: кто быстрее оденется.

Подсказывайте ребенку, что зачем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.

Как научить ребенка застегивать пуговицы

Когда вы придете записывать малыша в детский садик, у вас обязательно спросят, умеет ли он самостоятельно кушать, ходить на горшок и одеваться. Обычно молодые мамы, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не придают этим вопросам значения и достаточно поздно встают перед решением данных проблем – прямо в канун начала «самостоятельной» жизни ребенка в яслях.

Вообще, врачи-педиатры считают, что в идеале ребенок к трем годам (моменту поступления в детский сад) должен обучиться справляться с пуговицами, молниями, кнопками и прочими застежками. Многие мамы расценивают это мнение как очень строгое руководство к действию и начинают насильно учить малыша самостоятельно одеваться. Это не совсем правильно, ведь каждый ребенокразвивается по своим собственным биологическим часам: один начинает рано говорить, а другой быстро встает на ножки.

Так и с развитием мелкой моторики пальцев рук – кому-то дается просто, а с кем-то придется набраться терпения.

Для начала предупредим: учить детей младше 1,5 лет застегивать пуговицы бесполезно. Каким бы он не был вундеркиндом, в этом возрасте у ребенка еще не сформировались суставы запястья и ему физически тяжело будет это выполнить. А вот у малышей двух-двух с половиной лет координация рук уже лучше, и значит они лучше подвержены обучению. Помимо того, что у детей этого возраста лучше развит большой палец, они уже могут воспринимать ситуацию осмысленно. Для них пуговица – не странная игрушка, а важная деталь одежды.

Читайте также:  Как и с какого возраста можно приучить ребенка к горшку?

Потому оптимальный возраст ребенка для знакомства с пуговицами – 2-2,5 года. В 3-4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают, кормят, купают, носят на руках, что любую вашу просьбу сделать что-то самому, ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой. Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки.

Далее мы расскажем о нескольких способах, как можно научить ребенка застегивать пуговки на одежде.

Способ 1. Открытие. Конечно, ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило,с того и начинается: он играет с ней, теребит, а потом ненароком расстегивает. Это открытие ему будет интересно повторять из раза в раз, и задача мамы – наглядно продемонстрировать ребенку и процесс застегивания пуговицы. Постепенно ребенок станет копировать ваши действия и будет пытаться застегнуть пуговицу.

Учтите тот факт, что малышу проще будет расстегивать и застегивать пуговицы на ком-то другом. Маленьких детей в большей степени волнуют пуговицы не на своей, а на чужой одежде – неудивительно, ведь они привлекают его внимание. Не рекомендуется запрещать малышу трогать застежки на одежде родителей. Если вы опасаетесь, что хлипко пришитые пуговицы не выдержат, лучше сменить свою рубашку. Постарайтесь надеть одежду с яркими интересными пуговицами. Важно, чтобы они были достаточно большие, ведь мелкие пуговки бывает очень сложно застегнуть даже взрослому.

Натренировавшись на вас или кукле, пусть попытается одеть себя. Начинать застегивать лучше с нижней пуговки – это удобнее. Если у малыша пока плохо получается, незаметно застегните пуговку, как будто это сделал он, и непременно похвалите его.

Способ 2. Подражание. Очень важную роль в развитии ребенка играет его желание подражать. Иногда родители недооценивают то, насколько внимательно их малыш наблюдает за ними и позже удивляются, откуда у ребенка появляются те или иные манеры, интонации. Потому показывайте ему на себе, как застегиваются и расстегиваются пуговицы. Со временем он начнет за вами повторять. Надо заметить еще и том факт, что некоторые дети любят подражать, к примеру, старшим сестре или брату (или другим близким родственникам) и им интереснее примерять их одежду. Не препятствуйте малышу в этом, можете даже попросить того же старшего брата показать, как нужно застегиваться.

Способ 3. Игра в куклы. Наверняка родителям девочек в этой ситуации повезло больше, ведь в отличие от мальчиков, они с раннего детства любят наряжаться, переодеваться, а значит, заинтересованы как можно раньше постичь хитрости застегивания-расстегивания пуговиц и молний. Кроме того, у девочек есть куклы и с ними можно играть и параллельно оттачивать мастерство застегивания пуговиц, меняя «одежки». Фокус с куклами, конечно, с мальчиком вряд ли получится.

Тогда можно проявить фантазию и приобрести или сшить специальную развивающую игрушку.Попробуйте соорудить из двух лоскутков ткани и пуговицы нечто интересное: зайчика с отстегивающимися ушами. Возможен и такой вариант, как указан на картинке, с разными видами застежек. Можно так же сшить сумочку с застежкой на пуговицах и положить туда конфеты. Пусть малыш попробует открыть ее, чтоб забрать сладости. Эту же сумочку можно использовать для отработки механизма застегивания пуговиц. Когда навык будет усвоен, малышу не составит труда застегивать на себе рубашку или курточку. Для того, чтобы ребенок с большим энтузиазмом учился одеваться самостоятельно и застегивать на себе одежду, можно придумать игру. Например, скажите малышу, что собираетесь на Северный полюс или в космос, где очень холодно, и тот, кто быстро застегнет все пуговицы на куртке, победил.

Способ 4. Для тяжелых случаев

Есть малыши с характером, которым совершенно неинтересно заниматься какими-то пуговицами, ведь вокруг есть дела и игрушки поважнее. К этому же разряду можно отнести детей, которые не любят одеваться, предпочитая разгуливать дома в минимуме одежды. Как бы ни пытались родители мягко объяснить своим чадам необходимость быть одетыми, у них ничего не получается. Эту ситуацию сложно решить бесконфликтно и без принуждения, но рекомендуется постараться вести себя по отношению к ребенку с максимальным терпением. Часто ребенок не хочет учиться застегивать пуговицы и одеваться самостоятельно, потому что не видит в этом необходимости. Если это всегда делает мама, зачем нужно учиться самому? Очевидно, самое действенное, что можно сделать в этой ситуации – предоставить малышу самостоятельность.

Конечно, не стоит полностью самоустраняться, выдавая ребенкустопку одежды и говорить: «Одевайся».

Первое время ему потребуется ваша помощь, а вам – терпение. Важно не только подготовиться к тому, что обучение займет время, но и рассчитать силу психологического давления на ребенка, то есть где можно проявить настойчивость и заставить кроху что-то сделать, а когда лучше вести себя помягче. Помните, что проявление твердости в некоторых вопросах, позволит вырасти вашему ребенку неизбалованным и понимающим.

Способ 5. Не игрушки. Бывает и такое, что ребенок отказывается учиться застегивать пуговицы в ходе игры. Действительно, если малышу не удается справиться с застежкой и процесс вызывает у него раздражение, он потеряет желание пользоваться такой игрушкой. В этой ситуации можно пойти на хитрость. Попросите ребенка помочь вам, наденьте рубашку с достаточно крупными пуговицами и скажите, что у вас не получается застегнуть ее. Якобы пуговки слишком маленькие для ваших взрослых рук, а его маленькие ладошки хорошо справятся.

На обучение застегиванию пуговиц необходимо отвести достаточно времени. Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться, это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша над пуговками обернется успехом.

При поступлении в детский сад для совсем маленьких лучше выбирать простую одежду: футболочки без застежек, штаны на резинке. Когда же ваш малыш обучится премудростям застежек, можно одевать его во что угодно. И не нужно будет переживать.

Как научить ребенка говорить Р? «Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не.

Консультация «Как научить ребенка делиться» Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого – первый шаг, помогающий ребенку.

Как научить ребенка различать цвета Если ваш ребёнок не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению. Объявляем неделю (день) красного цвета.

Консультация для родителей «Как научить детей самостоятельно раздеваться и одеваться» Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда вписываем ребенка в детский.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?» Консультация для родителей “КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО?” Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться.

Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Умение самостоятельно одеваться — очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика, но эти навыки особенно необходимы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться?» Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться?» для первой младшей группы Консультация для родителей на тему: “Как научить ребенка одеваться?” для 1 младшей группы. Когда начинать ребенка одеваться и раздевать?.

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка одеваться» Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу? 1. Показать ему, что ботиночки «дружат».

Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами ,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Читайте также:  Раннее развитие детей – современные методики

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора готовить малыша в детский садик, а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если ребенок боится других детей и как бороться с жадностью малыша.

Автор: Пичугина Станислава, педагог и мама. Эксклюзивно для онлайн-журнала Женские увлечения.

10 идей, как помочь ребёнку самостоятельно одеваться

Монтессори-мамы знают: утром ребёнка нужно разбудить пораньше, чтобы он мог спокойно одеться. Монтессори-детки сначала тратят немного больше времени на одевание, ведь они всё делают самостоятельно. Мама же (или воспитатель) только показывает, как можно надеть ту или иную вещь и терпеливо ждут, пока малыш справится сам. Но для того чтобы ребёнок действительно научился одеваться самостоятельно, необходимо заранее организовать всё так, чтобы ребёнку было удобно. Вот несколько Монтессори-идей, которые наверняка помогут вам научить ребёнка одеваться самостоятельно и быстро.

  1. Выбор одежды родителями

При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке.

Однако по мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.

Выделите для детской одежды нижние полочки, до которых ребёнок может сам легко дотянуться, или сделайте перекладину, на которой могла бы висеть одежда на уровне роста ребёнка.

Дети должны сами выбирать, что они хотят надеть. Но для маленьких детей может быть сложным выбор из большого количества одежды. Поэтому давайте ребёнку выбор всего из несколько вариантов: выберите сами 2-3 пары брюк, футболок или другой одежды, подходящей по погоде, и разложите на детских полочках. Вы можете прокомментировать варианты: «ты хочешь надеть юбку или брюки? Красную или синюю футболку?».

Если ребёнку нужно быстро собираться утром (например, в сад), вы можете подготовить вместе с малышом одежду уже вечером и положить её в коробку или корзинку. Вы можете ещё раз проговорить выбор ребёнка утром: «Вчера ты положил в корзинку синие джинсы, белую майку…».

Показывайте, как надевать вещи. Иногда что-то, кажущееся родителям таким простым и очевидным, может вызвать у ребёнка большие трудности. Поэтому показывайте медленно, как надеть тот или иной предмет одежды, как бы дробя свои действия. Когда ребёнок попробует одеться самостоятельно, не торопите и не поправляйте его.

Если ваш малыш просит о помощи или заметно нервничает и не справляется, обязательно помогите ему.

  1. Выбор верхней одежды и аксессуаров по погоде.

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

В Монтессори-группах часто можно увидеть такой трюк, который очень облегчает процесс одевания детям и удивляет незнакомых с ним людей. Так, ребёнок может надеть куртку уже начиная с полутора лет.

Ребёнок кладет куртку на пол, капюшоном к себе, вставляет руки в рукава и перебрасывает через голову. Так куртка надета без помощи взрослых!

Так же, как и одежду, выбирайте простую обувь. Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке. Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. Надо заметить, что в Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

  1. Взаимопомощь при одевании.

Дети в Монтессори-группе обычно помогают друг другу во время одевания. Поэтому, если у вас несколько детей, предлагайте старшим помочь малышам. Как ни удивительно, дети часто лучше понимают объяснения старших детей, чем родителей.

  1. Самостоятельный уход за одеждой и обувью.

После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте ребёнку возможность сделать это самостоятельно. Учите ребёнка осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф.

Как научить ребёнка одеваться самостоятельно и быстро

После того как дети пошли в детский сад, утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 10 месяцев при нормальном развитии?

И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

1. Кто раньше встаёт…

Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

2. Метод «кнута и пряника»

Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

«Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

3. «Кто быстрее»

На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

4. «Подсказка»

Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

Теперь процесс одевания утром превратился для моих погодок в весёлую игру. А моя задача заключается лишь в том, чтобы приготовить необходимые вещи и положить их на диван.

Хорошего Вам дня и до скорых встреч!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Читайте также:

Кто ваш ребенок: «физик» или «лирик»

Режим дня для детей-погодок

Игры, в которые играют дети. Дети, с которыми играют в игры

Развивающие и логические игры для детей-погодок

Увлекательные творческие игры для детей-погодок

Спортивные и подвижные игры для детей-погодок

13 комментариев . Оставить новый

Подсказка кстати у нас тоже висит, я про это прочитала у Гиппенрейтор, ребенок легко одевается сам, но всегда тянет время, делает вид, что не слышит, что пора одеваться, занимается своими делами, балуется и раньше всегда ругались из-за этого, пока мне не надоело и я не придумала такой способ, как только ребенок понимает, что мама может уйти одна – он пугается и быстро одевается сам.

Можно еще попробовать так – приготовить ему одежду, сказать один раз, что мы одеваемся, и начать одеваться самой, если ребенок даже не чешется – говорю, что я сейчас вспотею в одежде и выйду в подъезд, там его подожду, и выйти не закрывая плотно дверь. Обычно после этого процесс ускоряется.

Надежда, интересный у вас способ)))

У нас вообще проблема, привлечь внимание – надо одеваться ,а мы бегаем в пижаме по квартире и открываем и закрываем двери, тоже самое в детском саду, с ним не может справиться воспитатель с 25 летним стажем. Иногда удается его быстро одеть, ( мне) пока он в безсознанке после просыпания, а если встал и надел тапочки – дорога, одевания, сборы займут в сад часа 1,5. Про самостоятельно одевание вообще молчу, нам 3,5 . Я думаю, что если я сделаю карточку, он покрутит ее и выкинет, как очередную игрушку. Он уже в год показал, что ничего делать не будет! Тяжелый случай)) Подсказку я сделаю, у меня такая была по режиму. Я думаю, это горе от ума, он все понимает и ему нужны яркие и красивые истории каждый раз, но у меня фантазии не хватает.

Ирина, а были ли случаи, когда ваш малыш всё-таки одевался сам или хотя бы не убегал от вас, или просил одеть его?

Интересная идея с подсказкой, спасибо!

Спасибо, нашим деткам она очень нравится. Надеюсь и Вам подойдёт!

Мне тоже понравилась Ваша подсказка,спасибо, попробуем применить.

Неля, после применения жду Ваших комментариев – помогла ли “Подсказка” или нет!

Интересная подсказка. Я бы ни за что до такого не додумалась. Спасибо.

А что делать если они вообще одеваться самостоятельно не хотят? Моим мальчишками 1,5 и 3,5. В сад не ходят. Они даже носочек сами не оденут. Я их одеваю целиком. Наверное, я уже пропустила момент когда надо было учить… Как вы учили?

Мария, не стоит отчаиваться. Учить детей никогда не поздно. А возраст Ваших мальчишек идеально подходит для этого. И кстати, наши погодки в 1,5 года даже и не пытались одеться самостоятельно. Я, конечно, им показывала? как это делать. Но у детей всё-равно получалось не очень. А Алина (она старше), смотря на то, как я одеваю Егора, всегда просила одеть и её тоже. И сейчас иногда бывает такое (правда очень редко), а ей уже 4,5 года.
В этом вопросе, как я уже писала, нам очень помог детский сад.
Марина, я думаю, Ваш старший малыш уже умеет одеваться, просто подражает поведению младшего. И естественно, есть еще вещи, для Алины и Егора – это колготки и иногда тугие носки, которые не всегда получается сразу одеть. Скажите своим мальчишкам, что несмотря на то, что они будут одеваться сами, Вы всегда готовы им помочь, если у них что-то не получится.
Если же малыши совсем не знают, как что одевать, нужно им об этом рассказать. А главное, показать. Отведите на это примерно неделю. И каждый день, одевая малышей, объясняйте как это нужно делать, а потом предлагайте одеться самостоятельно. На одну-две вещи отводите один день. Таким образом к концу недели малыши уже будут знать, как что нужно одевать. А главное, уже самостоятельно попробуют это делать. А потом применяйте различные игровые варианты.
Попробуйте разыграть соревнование “Кто быстрее” с маленькими призами. Только соревноваться лучше Вам и старшему малышу, так как младший скорее всего не успеет. А Вы сможете безболезненно проиграть. В таком случае Ваш ребёнок почувствует, что он действительно может одеться сам и, думаю, захочет сделать это еще.
Попробуйте в качестве игры картинку “Подсказку”, такой игровой вариант очень нравится нашим погодкам.
Применять негативные способы, думаю, не стоит. Иначе выход из дома и процесс одевания у детей будет ассоциироваться с плохими эмоциями.
По поводу младшего, мне кажется, беспокоится не стоит. В большинстве случаев, они стараются делать всё, что умеют старшие братики и сестрички. Поэтому, больше делайте акцент на обучение первенца.

Как научить ребенка одеваться?

Как сладить с премудростью одевания, чтобы дети не мешали действиям родителей, а то и вовсе – научились одеваться самостоятельно?

Иногда процесс одевания превращается в настоящую битву. Ребенок крутится, выворачивается, капризничает, пытается улизнуть. Как научится ладить с этим процессом?

В зависимости от стиля воспитания в ответ на капризы ребенка взрослый:

  • не обращает внимания, продолжая терпеливо одевать;
  • отвлекает ребенка чем-нибудь (например, включает мультики) и в это время одевает;
  • объясняет ребенку, что он ведет себя плохо и расстраивает вас;
  • проявляет строгость и требовательность, ставит условие: «Если ты сейчас не оденешься, мы никуда не пойдем!»

Преодолеть сопротивление порой бывает непросто. Ребенок не только протестует против одевания – он проявляет свою волю. Это не всегда нравится родителям. Наше раздражение только усиливает противодействие и превращает ежедневное одевание в пытку – как для малыша, так и для родителей. Если мы что-то не можем преодолеть, надо включить хитрость, найти обходные пути.

Подумайте, чему именно сопротивляется ребенок? Ему не нравится, когда его контролируют? Он не любит просовывать голову в узкое горло одежды? Он протестует против нелюбимой кофты? Хочет надеть что-то другое? Или просто быстро переключает свое внимание на что-то новое?

Ребенок не хочет одеваться: какая причина

Процесс одевания кажется ребенку достаточно скучным и утомительным. Маленькие дети постоянно находятся в движении – изгибаются, выворачиваются, отказываются выполнять указания. Их интерес быстро переключается, им хочется двигаться и узнавать новое.

С малютками поступать проще – положите рядом яркую игрушку, а потом вручите ее малышу. Яркий предмет привлечет внимание ребенка, пока вы меняете подгузник. Вы можете разговаривать, петь, издавать необычные звуки, удерживая внимание малыша.

Старайтесь не делать проблемы из темы одевания. Когда ребенок растет, его прогресс периодически сменяется регрессом. Поддерживайте желание ребенка действовать и помните что к 5-6 годам он вполне будет справляться сам.

Как научить ребенка одеваться: решение

Чем старше становится ребенок, тем больше он может перенимать на себя в процессе одевания. Научиться раздеваться легче для ребенка, чем одеваться. Поэтому стоит попробовать освоить этот навык сначала.

Самое сложное – это научиться застегивать пуговицы, молнии, застежки. Тренироваться лучше, когда у вас есть достаточно времени. Уделите внимание отдельным операциям, покажите, как победить пуговицы, и ребенок сам с удовольствием начнет одеваться.

Вас удивит, когда одевающийся самостоятельно ребенок, вдруг начнет мешкать, зависать и отказывается: «Не хочу», «Мама одень меня». Это случается, когда интересное занятие вдруг превращается в обыденность, становится утомительным и скучным. Вы можете заставить его – и превратить игру в обязательство.

А можете пойти навстречу. Если он устал, капризничает или просто хочет, чтобы вы о нем позаботились. «Хорошо, давай поиграем в маленького. Я тебя буду одевать и рассказывать, как это делать правильно». Или же распределите задачи. Возьмите себе самое трудное – рубашку и пуговицы, а ребенку предложите «одолеть» ботинки. Помните – игра возвращает интерес и желание действовать.

И еще несколько хитрых находок для родителей:

  • Приучите ребенка к тому, что есть четкий алгоритм одевания. Нарисуйте вместе с ребенком последовательность и приучите его сверяться с этим рисунком в процессе одевания.
  • Поощряйте ребенка самостоятельно выбрать вещи на сегодняшнюю прогулку (из тех, которые вы считаете уместными). Это заинтересует его.
  • Покупайте вещи, которые легко надевать.
  • Превратите процесс в игру: «А теперь давай нырнем в свитер, закрывай глаза и задерживай дыхание. »
  • Превратите процесс в соревнование: «Скорее, нам нужно одеться быстрее папы! Торопись, он уже застегивает рубашку. », «А мы сможем одеться, пока папа считает до 10?»
  • Применяйте «мостик в будущее» (прогнозирование, указывание на «светлое будущее») как метод убеждения: «Надо быстро одеться, чтобы пойти в парк / на горку / магазин игрушек».
  • Чтобы обойти сопротивление ребенка применяйте прием «выбор-без-выбора»: «Что ты наденешь сначала – носки или рубашку?», «Ты хочешь одеваться стоя или лежа?»

Как научить ребенка одеваться: практикум

Для создания положительного опыта одевания можно использовать специальные игры.

«Космическое путешествие»

«Мы сегодня отправимся в космос. Давай посмотрим, какая одежда может нам пригодится как скафандр (выбирайте из папиного и маминого гардероба – так будет веселее). Какие брюки мы возьмем – эти или эти? А какую рубашку – вот эту или вот эту?»

А теперь проведите процедуру одевания. Поощряйте ребенка самостоятельно натягивать вещи и справляться с застежками. Пусть он поможет одеться вам. Поиграйте в «приключение космонавтов в невесомости».

«Магазин одежды»

Разыграйте роль продавца в магазине одежды: «Добрый день, вы выбираете себе одежду? По какому случаю? Что бы вы хотели выбрать? Позвольте показать вам, что у нас есть (две блузки). Это новинки – какая вам больше нравится? Давайте примерим (смотрим в зеркало и комментируем, продаем). Давайте подберем брючки. Какие больше подходят – эти или эти?»

Продолжайте, пока ребенок не оденется полностью, устройте дефиле.

Вывод. Вносите в процесс одевания игровые и моменты. Жизненные навыки – важная ступенька к самостоятельности. А усвоить их не составит труда, если подойти к этому процессу творчески.

Евгений Мирошниченко, образовательный адвокат
Из книги «Энциклопедия родительского мастерства»

Ссылка на основную публикацию