Что и как видят новорожденные дети в первую неделю жизни?

Когда новорождённый ребёнок начинает слышать и видеть маму

Рождение нового члена семьи — это огромное счастье для молодых родителей. Очень часто мамы и папы задумываются над тем, когда новорождённый начинает слышать и видеть. Далеко не все родители знают об особенностях развития зрения и слуха у ребёнка после рождения, а это очень важно. Всё проявляется постепенно.

Особенности слуха у новорожденных

Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

На самом деле малыш начинает слышать, находясь в животе у мамы, поэтому рекомендуется с ним разговаривать ещё до рождения. Появившись на свет, кроха уже знает голос мамы. В первый месяц жизни многие родители переживают, что у их ребёнка плохой слух, поскольку он может спокойно спать при включенном телевизоре, его не будят разговоры или громкая музыка. Из-за этого мамы и папы нередко интересуются у врачей, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

В природе настолько всё рассчитано, что порой происходят необъяснимые вещи. Маленький человечек, находясь в утробе, за 9 месяцев так привыкает к окружающей его среде, что если бы он после рождения слышал и видел всё наравне со взрослыми, у него случился бы стресс. Из-за этого всё происходит медленно: на протяжении первых недель жизни у малыша постепенно улучшаются слух и зрение.

Видимую реакцию в первые дни после рождения малыш проявляет на громкие звуки. Если пошуметь рядом с ним погремушкой, он обязательно покажет свою заинтересованность.

  • может притихнуть и глазками смотреть в сторону, откуда исходит шум;
  • иногда малыш вздрагивает или, наоборот, замирает, как будто прислушивается к звукам;
  • часто детки весело двигают ножками при появлении громкого звука, им он может даже нравиться.

Всё это указывает на то, что с ребёнком всё в порядке, слышит он хорошо. Слух, как правило, проверяется в первые дни после рождения в родильном доме, поэтому молодые мамочки могут спать спокойно и не волноваться. Если новорожденный отреагировал на посторонний звук плачем, тоже не стоит впадать в панику. Скорее всего, он испугался, поскольку очень чувствителен к громким или резким звукам.

Очень важно разговаривать с крохой и петь ему песенки. Не стоит оставлять его в комнате с включенным телевизором, так как постоянный шум вызывает переутомление у ребёнка. Разговаривать необходимо спокойным голосом и избегать криков вблизи малыша. Это очень важно, ведь когда грудничок начинает слышать и видеть, вокруг него должна быть спокойная и умиротворённая обстановка.

«Полностью воспринимать сторонние звуки нормально малыш начинает в трехмесячном возрасте. Он осознанно поворачивает голову в сторону шума и внимательно следит за обстановкой, пытаясь уловить всё, что вокруг него происходит. На этом этапе грудничок полностью распознаёт голос своей мамы.»

Мир глазами малыша

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

«Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Эти несложные упражнения необходимо выполнять ежедневно по несколько раз. Дети очень любят разглядывать лица. Когда новорожденный начинает видеть маму, выражение его лица становится более заинтересованным, он часто улыбается в ответ. Лицо отца для малыша представляет не меньшую заинтересованность. Скорее всего, это происходит из-за бороды или усов, возможно, потому что у мужчин черты лица крупнее и малышу их легче рассмотреть. Эта способность проявляется у деток уже к двум месяцам.

Причины для тревоги

Если у родителей появилась тревога, что у ребёнка что-то не так со зрением или слухом, им следует проконсультироваться с педиатром. Достаточно узнать, с какого возраста у малыша должны начинаться изменения. Возможно, для того или иного проявления грудничок ещё не дорос. Не нужно впадать в панику, лучше действовать обдуманно, ведь зачастую неоправданное волнение передаётся ребёнку. Вот несколько примеров, когда посетить детского врача всё-таки стоит:

  • глазки ребёнка, достигшего шести месяцев, косят постоянно или часто;
  • малыш в возрасте трёх месяцев не реагирует на предметы, не смотрит на лица;
  • грудничок на третьем месяце жизни не реагирует на голос матери или других членов семьи.

«Если явно заметен один из этих признаков, тогда следует обратиться к врачу. Своевременная медицинская помощь способна устранить множество проблем со здоровьем.»

Благодаря дополнительным знаниям можно адекватно оценивать способности грудного ребёнка. Необходимо знать, когда грудничок начинает слышать и видеть, а также как и с какими темпами у него это происходит. Нельзя забывать о том, что для маленького человечка одним из важных факторов является тесный контакт с матерью. Важно разговаривать с ним, смотреть ему в глаза и улыбаться. Очень скоро личико младенца ответит благодарностью, принимая счастливое выражение при появлении любимых родителей.

Развитие ребенка на 1 неделе

Первый день новорожденного

Поздравляем, вы стали мамой! Теперь уже не нужно прислушиваться к «беременным» ощущениям, пытаясь угадать, чем занят ваш кроха. Вот он – рядом с вами, причмокивает и улыбается во сне.

Мудрая природа позаботилась о том, чтобы организм новорожденного ребенка развивался в соответствие с его потребностями. Обычно, при рождении младенцы весят от 2,5 до 4,5 кг при росте 48,0–56см*. Дети рождаются с запасом жидкости в организме, поэтому совершенно нормально, что в первые несколько дней они теряют 7–10% веса.

Первые часы жизни новорожденного вне маминого живота – это нескончаемый поток быстро сменяющихся звуков, чувств и образов, большинство из которых ему совершенно не знакомы. Новорожденный ребенок еще не может отделить себя от окружающего мира, который кажется ему не очень гостеприимным.

Малыш реагирует на мамин голос, ведь он начал слышать еще в материнской утробе на 28 неделе беременности. В новой непривычной обстановке, кроха успокаивается, когда мама говорит с ним спокойным, ласковым голосом.

Глаза новорожденного ребенка еще не способны видеть отдаленные предметы, но он может сфокусировать зрение на мамином лице, когда оно окажется достаточно близко. Малыш видит примерно на расстояние 20–30 см (от соска до глаз мамы, если находится у нее на руках). Когда зажигается свет, или что-то приближается к его лицу, ребенок щурится.

Вкусовые рецепторы и обоняние у новорожденных детей «включаются» сразу, с момента рождения: малыш хорошо различает сладость и горечь, пытается отвернуться от сильных и резких запахов. Кроха быстро запоминает запах маминой груди и предпочитает именно его всем остальным запахам.

Новорожденные дети чутко реагируют на разные прикосновения, прикосновение человеческой кожи доставляет им наибольшее удовольствие. Новорожденный ребенок не умеет самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. В запасе у малыша большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Например, поисковый рефлекс помогает ему найти источник пищи. Если поглаживать кожу малыша около уголка рта, не касаясь губ, то он опустит нижнюю губу, отодвинет язычок и повернет голову в сторону «раздражителя» – материнского соска с вкусным молоком.

Новорожденные дети заметно отличаются друг от друга по пропорциям, по уровню двигательной активности и мышечного тонуса, но постепенно эти различия исчезнут, и «отстающие» быстро догонят своих сверстников.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР). В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Физиологическое и психологическое развитие малыша

Новорожденный ребенок не сразу физически и психологически привыкает к существованию вне материнской утробы. Саморегуляция – важная часть процесса адаптации малыша к окружающему миру.

В первые дни жизни кроха учится самостоятельно контролировать степень своей активности: плавно переходить из состояния бодрствования в состояние сна и наоборот. Задача родителей – помочь малышу в этом нелегком занятии. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки и свет, активно впитывает новую информацию и часто не может сам выйти из состояния возбуждения. Если ротик малыша морщится, он сжимает кулачки и сучит ножками, скорее всего, пришла пора отдохнуть. Еще труднее перейти в состояние покоя после сильного крика. Одни дети успокаиваются, если родители укачивают их на руках или заворачивают в мягкое одеяльце. Другим наоборот необходимо ощущение свободы, и они быстрее засыпают, когда их кладут на ровную поверхность и не ограничивают движения пеленкой или одеялом.

Новорожденный ребенок может сообщить о своих нуждах и внутреннем состоянии только двумя способами: плачем или улыбкой. В первые недели жизни и плач, и улыбка (еще неосознанная) – реакция на физиологические процессы, которые происходят в организме малыша.

Практически всю первую неделю жизни новорожденный проводит во сне, просыпаясь только для того, чтобы поесть. Периоды активного бодрствования, когда ребенок способен воспринимать новую информацию, крайне редки и непродолжительны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с малышом, пользуйтесь каждым удобным случаем.

Новорожденные дети легко перевозбуждаются, начинают кричать и плакать, поэтому внимательно следите за реакцией своего крошечного «ученика» и не переутомляйте его.

Каждому малышу необходимо тепло человеческого тела: если ребенка редко брать на руки, он может стать вялым и апатичным.

Подвижность новорожденного ребенка ограничена: он не может самостоятельно перевернуться или повернуть голову. Меняйте положение малыша в кроватке, люльке или коляске: пусть он какое-то время проведет на животе или на боку прежде, чем вы снова уложите его на спину.

Повесьте над детской кроваткой мобиль или светомузыкальный проектор. Тихая мелодия или звуки природы в сочетании с ритмично меняющимися картинками или медленно двигающимися игрушками помогут малышу научиться самостоятельно успокаиваться и засыпать. Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком, пусть он привыкает к вашему хорошему настроению.

Безопасный дом

В первые недели жизни мир малыша крутится вокруг двух самых важных вещей — еды и сна. Убедитесь в безопасности детского спального места. В кроватке новорожденного малыша не должно быть посторонних предметов: никаких крупных игрушек, пушистых покрывал и мягких подушек. Малыш еще не умеет самостоятельно переворачиваться, и если он случайно уткнется в подушку или игрушку, может создасться помеха свободному дыханию.

Вокруг кроватки должна быть безопасная зона: никаких полок и шкафов, откуда могут выпасть вещи. Ничто не должно преграждать вам доступ к кроватке и малышу. Лишнюю мебель из комнаты лучше пока убрать.

Не ставьте кроватку в непосредственной близости от окна и отопительных приборов: сквозняки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша. ки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша.

Личная гигиена малыша

Новорожденный малыш не так беспомощен и беззащитен, как кажется на первый взгляд, но соблюдать некоторые основные правила все же необходимо. Обязательно мойте руки перед контактом ребенком.

Не трясите малыша даже во время игры. Осторожно поддерживайте головку и шею, когда берете его на руки. Прикосновения и объятия важны и необходимы для гармоничного развития ребенка и установления прочной эмоциональной связи между ним и родителями. Обнимайте своего малыша как можно чаще.

Ноготки на пальцах рук и ног малыша растут довольно быстро, ребенок легко может поцарапать себя и вас. Стричь ногти нужно по мере необходимости специальными безопасными ножницами с закругленными концами. Не волнуйтесь, впервые делая маникюр своему крохе — у вас все обязательно получится.

У каждого малыша должны быть свои личные предметы гигиены: детские щипчики или ножницы, мягкая щетка для волос или расческа с частыми зубьями.

Новорожденному необходимо регулярно чистить глазки и носик. Малыш не умеет сморкаться самостоятельно, поэтому освободить носик от слизи помогут самостоятельно скрученные ватные турунды подходящего размера. Использовать ватные палочки категорически запрещается, потому что ими легко можно травмировать нежный носик младенца. Проконсультируйтесь со своим педиатром или патронажной сестрой, как правильно проводить процедуры.

Читайте также:  Какие игрушки для новорожденного выбрать?

Важное о здоровье

Раздражительность и плач малыша в этом возрасте тоже отражают процессы, происходящие в его организме, и никак не связаны с особенностями характера и поведения в будущем.

Новорожденный ребенок еще не научился плавно переходить из состояния покоя (сна) в состояние бодрствования и наоборот. Утомленному малышу нужно помочь заснуть: после кормления подержите его в вертикальном состоянии, прислонив к плечу, или покачайте на руках.

Иногда, проснувшись, кроха начинает капризничать и плакать. Успокоиться самостоятельно ему пока еще трудно. Помогите малышу выйти из состояния крика, взяв его на руки или поглаживая ему животик. Со временем родители приобретают опыт и начинают лучше чувствовать потребности своего ребенка.

Меню малыша

У всех здоровых новорожденных детей отлично развит сосательный рефлекс. Он формируется еще в утробе матери. Малыш инстинктивно умеет находить сосок и начинать сосать сразу, как берет его в ротик. Помогите крохе правильно взять грудь: он должен захватить ртом не только сам сосок, но и ареол вокруг, чтобы при сосании не заглатывать лишний воздух.

Малыш съедает около 700 г материнского молока в сутки, и для этого ему приходится немало потрудиться. Некоторые дети быстро устают, и им требуется отдых во время кормления, чтобы потом с новыми силами «приниматься за работу». Чтобы молоко легче поступало в желудок, шея и туловище малыша должны быть вытянуты в одну линию. Животик ребенка должен быть прижат к телу матери, так он останется теплым, и нежная пищеварительная система малыша лучше справится со своей задачей.

Кормить новорожденного нужно «по требованию» (примерно каждые 2 часа). Все дети и мамы разные, поэтому для получения необходимого количества молока всем малышам требуется разное количество времени. В среднем во время каждого кормления малыш сосет около 30 минут, с небольшими остановками-передышками. Временно насытившись, кроха периодически посасывает и облизывает сосок, чтобы стимулировать выработку новой порции материнского молока.

В идеале, одно кормление должно происходить из одной груди. Это нетрудно обеспечить, когда молока достаточно. Если молоко начинает сочиться из сосков между кормлениями, используйте впитывающие салфетки или специальные прокладки.

Обязательно следите за состоянием груди и сосков: если в груди прощупываются уплотнения, если соски кажутся сухими на ощупь или на них появились трещины, обратитесь за советом к врачу. Возможно, малыш неправильно берет грудь, и необходимо найти более подходящую позу для кормления.

Поддерживая соски в чистоте, не переусердствуйте с антибактериальными и гигиеническими средствами. Кремы и другие увлажняющие средства для сосков можно использовать только после консультации с врачом.

Если у мамы плоские или втянутые соски, то у малыша могут возникнуть трудности с захватом груди. Эта проблема – ни в коем случае не повод отказываться от естественного вскармливания. В современном мире существуют специальные накладки на соски, которые помогут сделать кормление максимально физиологичным.

Грудное вскармливание — естественный процесс, которому не нужно долго учиться. Старайтесь быть спокойной и умиротворенной во время кормления. Со временем, вы и ваш малыш найдете тот особенный ритм, который позволит вам понимать друг друга без слов. Если по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно – посоветуйтесь с вашим педиатром о том, какая адаптированная молочная смесь подойдет вашему ребенку.

Детский сон

В первые недели жизни малыш может спать более 18 часов в сутки, просыпаясь, только чтобы поесть. Многие новорожденные дети предпочитают спать в позе «зародыша», к которой они привыкли в утробе матери, где в последние недели перед рождением было тесновато. Новорожденный кроха часто спит беспокойно, морщится и кряхтит во сне, он еще не привык самостоятельно засыпать и просыпаться.

С первых дней жизни можно приучать ребенка засыпать под мелодию музыкальной игрушки. Со временем, эта игрушка станет неотъемлемой частью ритуала засыпания и поможет малышу соблюдать режим дня в более старшем возрасте. Возможно, успокоить кроху вам поможет монотонный негромкий гул стиральной или посудомоечной машины. И конечно, пойте колыбельные: мамин голос — лучшее успокоительное для любого ребенка.

Совет недели

Танцуйте с малышом. Включите музыку и двигайтесь ей в такт, прижав кроху к груди или положив на руку. Не забывайте поддерживать головку, мышцы шеи у ребенка еще не окрепли.

1 неделя жизни: добро пожаловать в мир, малыш!

Содержание статьи:

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

  • Внешне малыш еще далек от красавца-пупса: лицо может быть несимметричным, красным или даже синеватым, опухшим (это пройдет в течение недели).
  • Окружность головы в этот период достигает 32-38 см. Форма головы напрямую зависит от течения родов. При ягодичном предлежании это будет чуть приплюснутая макушка и выдающийся затылок, при головном вы увидите слегка вытянутый в овал череп, после кесарева сечения будет правильная форма. Форма головы вернется к норме к концу недели, при внутриутробной деформации сформируется за 2-4 недели.
  • Кожные покровы отличаются краснотой (эритема), которая исчезнет на 5-6 день. Если пятна возвышаются над кожей (ангиомы), не помешает консультация доктора. Возможно шелушение кожи с 3-5 дня (животик, грудь). Нормальным считается и желтый оттенок кожи. Он пройдет тем быстрее, чем раньше вы приложили ребенка к груди (если желтуха не проходит, то обращайтесь к врачу) . Пройдут сами и белые прыщики, имеющиеся на личике (свидетельство гормональной перестройки). Бледная кожа после рождения пускай станет поводом для тревоги! Возможные причины могут состоять в кислородном голодании, последствиях родовой травмы, надпочечниковой недостаточности, анемии или пороке сердца.
  • Глазки должны быть одного размера, выделения должны отсутствовать. Плачет малыш пока без слез, они появятся к 3 неделям. Веки могут быть опухшими и покрасневшими.
  • Слизистая рта должна быть розовой, чистой и влажной. Белесоватый налет (небо, слизистая щек) говорит о молочнице. Рекомендации по лечению дает только педиатр.
  • Пупочная ранка к 7 дню высыхает и сужается. Это значит, что младенца уже можно купать. Если ранка продолжает мокнуть, посоветуйтесь с врачом.
  • Тонус мышц повышен. Со временем он ослабнет, одновременно увеличится интенсивность движений ручек и ножек. Если малыш, просыпаясь, потягивается, с мышечными функциями все в порядке.
  • Потовые железы еще не до конца развиты. А вот к 7 дню жизни можно будет заметить их гиперфункцию, которая заключается в сильном потоотделении (больше на шее и голове).
  • Кровеносные сосуды крохи расположены очень близко к коже (из-за отсутствия подкожного жирового слоя). За счет этого она и обретает столь странный «цвет новорожденного».
  • На крыльях носа и самом кончике иногда встречается просовидная сыпь (бледно-желтые точки). Она пройдет самостоятельно.
  • Тело младенца покрыто тоненькими волосиками (лагуно), пуха поубавится через 2 недели. Количество волос на голове беспокоить не должно. Потому что это первый «пух», который скоро сменится другими волосами.
  • Размер большого родничка должен составлять 1-3 см. Можно заметить его пульсацию.
  • Частота сокращений сердечка крохи составляет 100-175 уд/мин., до 200 бывает при плаче или сосании, до 100 может достичь во время сна или дефекации.
  • Частота дыхания новорожденного составляет 30-50 раз в минуту.

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г.
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г. При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки, до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий, то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

  1. Защитный рефлекс
    При выкладывании крохи на животик, он рефлекторно поворачивает головку в сторону.
  2. Рефлекс Моро (испуг)
    При громком внезапном звуке либо при резком перемещении малыша в пространстве он выгибает спину дугой, раскидывает ножки-ручки и иногда кричит.
  3. Рефлекс Бабинского
    При надавливании пальцем на подушечку стопы ребенка пальцы на его ножке сгибаются. При «штриховом» раздражении стопы, наоборот, пальцы разворачиваются «веером».
  4. Рефлекс опоры
    Младенец сразу поднимает ножки, едва коснувшись стопами твердой поверхности, и автоматически делает шаг.
  5. Сосательный рефлекс
  6. Хватательный рефлекс
    Наблюдается при надавливании на ладонь малыша, и он сразу и сильно обхватывает пальцы.
  7. Рефлекс Галанта (с 5-6 дня)
    Если провести по спинке крохи, вдоль позвоночника, он выгибается дугой.
  8. Поисковый рефлекс
    Если погладить уголок рта малыша, то произойдет опускание губы, поворот головы к раздражителю и отклонение языка. Надавливание на серединку верхней губы приводит к открытию рта.
  9. Хоботковый рефлекс
    При касании пальцем губ малыша, наблюдается вытягивание губ вперед.

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту. Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.
  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы, способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает, маму «чует» по запаху и голосу.
  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения. С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей, к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.
  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя. Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко.

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться, показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов.

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд. Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила

  • Влажная уборка в детской комнате 2 раза в день и не менее 5 проветриваний по 15 минут.
  • Поддержание постоянной комнатной температуры 20-22 градуса, умеренного освещения и тишины в доме.
  • Использование натуральных тканей для одежды и белья младенца, допустимых для кипячения, отсутствие грубых швов.
  • Стирка белья совершается только детскими средствами и после кипячения проглаживается с 2 сторон, а испачканное белье ребенка хранится отдельно от взрослого.
  • Во избежание раздражения вестибулярного аппарата, не рекомендуется постоянно укладывать малыша спать в коляске. Подушка ему не нужна совсем.
  • Уход за пупочной ранкой должна осуществлять приходящая патронажная медсестра ежедневно в течение всей недели.
  • Ежедневный туалет младенца проводят ежедневно перед кормлениями, начиная с подмывания (под проточной водой) и умывания личика теплой кипяченой водой (можно с помощью тампона). Далее следует обработка глаз (стерильным тампоном, от наружных углов глаз к внутренним), туалет носа (ватными жгутиками), туалет ушей (обтирание влажной салфеткой и смазывание заушных складок детским кремом), обработка складочек в паховых и подмышечных областях. Также подмывание осуществляют после каждой испачканной или обмоченной пеленки.
  • Слизистая рта требует ухода только при появлении молочницы. В этом случае обработка осуществляется стерильным тампоном, смоченном в растворе (стакан кипяченой воды/1 ч/л 2% соды), каждые 3 часа, до кормления.
  • Вся посуда и пустышки малыша подвергаются кипячению в обязательном порядке после каждого использования. Хранение показано в стерильном контейнере с закрытой крышкой.
  • Первое купание новорожденного совершается только после того, как заживет пупочная ранка (с 7-10 дня после рождения), если нет противопоказаний (5-7 минут, до вечернего кормления, в кипяченой воде).
  • Прогулки рекомендуются с 2-3 недель, поэтому в недельном возрасте разрешается совершать только по 15 минут променада на балконе, дважды в день. При условии, что температура воздуха на улице составляет не ниже -5 градусов.
  • Гимнастика и массажразрешены со 2 недели жизни.
Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 3 года: краткий перечень

Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

Что видят новорожденные дети и как развивается их зрение до года

Многих родителей интересует: что видят новорожденные дети после приезда из роддома и какие сроки формирования полноценного зрения у грудничка.

Знание диапазона зрительных возможностей крохи на каждом этапе развития, позволяет родственникам выбрать правильную тактику контактирования с малышом, вовремя выявить возможные глазные дефекты.

Особенности зрения новорожденных детей

Глаза грудничка недостаточно сформированы и приспособлены к восприятию окружающего мира. Строение зрительного аппарата новорожденного имеет значительные отличия от взрослого.

Анатомия

Новорождённые дети воспринимают мир иначе, это обусловлено состоянием развития глазных яблок, глазодвигательных мышц, хрусталика:

  • глазные яблоки не превышают величины 4-5 мм, намного меньше в пропорциональном отношении, чем у взрослых;
  • тонкая роговица с малой преломляющей силой;
  • зрачок узкий, менее 2 мм в диаметре;
  • слёзные протоки сформированы не полностью, слёзная жидкость отсутствует первые 1-2 недели;
  • повышенная кривизна хрусталика, приводящая к искажению изображения;
  • недостаточное количество пигмента в оболочке радужки;
  • зрительный аппарат грудничка содержит больше слоёв сетчатки по сравнению с глазом взрослого человека;
  • жёлтое пятно на сетчатке развито к моменту появления ребёнка на свет в пределах 50-60%.

Не полностью сформированные органы зрения значительно искажают зрительное восприятие малыша.

Развитие зрения в утробе

Формирование зрительного аппарата эмбриона начинается с главной структуры глаза — сетчатки.

Процесс начинается с первых недель беременности:

  1. 2-3 нед. —закладка будущих сетчаток (глазных ямок), хрусталика, зачатков зрительных нервов.
  2. 5-6 нед. — образуются основные составляющие сетчатки, первичное стекловидное тело, начинается формирование роговицы.
  3. 7 нед. — закладка зачатков век.
  4. 11 нед. — формирование радужки, ресничного тела.
  5. 16 нед. — первые движения глазных яблок.
  6. 26 нед. — приоткрытие век, моргание.
  7. 32-36 нед. — совершенствование всех органов зрительной системы.

В критические периоды развития органа закладка структур особенно чувствительна к воздействию негативных факторов, что может стать причиной врождённых патологий. Здоровье матери, отсутствие вредных привычек — имеет определяющее значение для гармоничного развития зрительной системы. Патологии, возникшие на эмбриональном уровне, трудно поддаются коррекции.

Завершение формирования сетчатки, палочек и колбочек, анализирующих поступающую световую и цветовую информацию, происходит на 39-40 неделе эмбрионального развития. Недоношенные дети часто имеют проблемы с совершенствованием зрительных структур.

После родов

Различать свет и темноту малыш начинает ещё в утробе матери. Он привыкает к влажной затемнённой среде. Процесс рождения — огромный стресс для новорождённого.

Несовершенная слизистая оболочка роговицы с несформированными слёзными протоками раздражается от сухого воздуха и яркого света. В первые часы после рождения кроха держит глазки закрытыми большую часть суток.

Когда они начинают видеть

В конце второго триместра беременности будущий ребёнок начинает тренировать зрительные структуры: открывает и закрывает глазки, рефлекторно расширяет и суживает зрачки. Выработанные навыки потребуются сразу после рождения.

На 30 неделе беременности малыш начинает отличать свет от темноты, при нахождении мамы под прямыми лучами солнца кроха может уловить рыжеватое расплывчатое пятно.

В первые дни после рождения грудничок видит неясные силуэты предметов, находящихся вблизи. Через сколько дней дети начинают видеть — зависит от времени родов. Недоношенные дети отводят глаза от света. Дети, появившиеся в срок интересуются яркими источниками света.

До 14 дней глаза ребёнка слабо реагируют на происходящее вокруг. Новорождённый видит белесоватые пятна округлой формы, не воспринимает происходящее сбоку и сзади. Зрительные возможности новорожденных ограничены на 30˚ вправо и влево, на 10˚ вверх и вниз.

Что и как видят новорожденные в первые дни и недели

Младенцы в первые 2-4 недели видят чередование чёрно-белых пятен, так они воспринимают предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Глаза грудничка реагируют на свет, слишком яркий световой источник раздражает роговицу. Кроватку ребёнка нельзя устанавливать прямо под люстрой.

Глазные яблоки новорождённого подвижны, глазки часто смотрят в разные стороны, непроизвольно подрагивают. Создаётся впечатление косоглазия, нистагма, что часто пугает родителей. Это физиологическая особенность, вызванная слабостью глазодвигательных мышц, самостоятельно исчезающая в течение 1-2 недель.

Все груднички имеют врождённую физиологическую дальнозоркость (гиперметропию). Из-за малой величины глазных яблок несущие картинку лучи попадают не на сетчатку, а за неё. Этот дефект исправляется самопроизвольно по мере развития зрительных структур.

Существуют нормы самостоятельного исправления дефектов зрительного аппарата в зависимости от возраста:

  • отсутствие реакции на смещение источника света — до 2 недель;
  • косоглазие —до 4 месяцев;
  • необычно выпуклый хрусталик — до 12 месяцев;
  • светлый цвет глаз, пониженное количество пигмента — до 6-9 месяцев.

Основное формирование зрительного аппарата грудничка происходит в возрасте до года. Физиологическая дальнозоркость проходит в 2-3 года. Полноценно органы зрения формируются в 5-7 лет.

Изменение зрения по месяцам

По мере роста ребёнка развиваются зрительные навыки, в головном мозге формируется связь полученных изображений с тактильными ощущениями.

Совершенствование зрения по мере роста:

  1. К 4-5 неделе грудничок задерживает взгляд на ярких предметах, находящихся на расстоянии 40-50 см.
  2. В 6 недель кроха начинает воспринимать объёмные изображения. Постепенно новорождённый осваивает близлежащее пространство, видит грудь матери.
  3. В 3 месяца начинает фиксация взглядом движущихся игрушек. В это время активно развивается цветовой скрининг аппарата сетчатки.
  4. В 4 месяца грудничок начинает узнавать лица родителей. В этот период ребёнок может делать ошибки в определении объёмности предметов — пытаться схватить солнечные блики и движущиеся тени.
  5. В 6 месяцев у ребёнка формируется стереоскопическое зрение. Глаза способны сфокусироваться на предмете.
  6. В 7-10 месяцев малыш начинает распознавать геометрические формы, различать мелкие детали.

Даже по достижении двухлетнего возраста малыши имеют только 50% остроты зрения, по сравнению со взрослым человеком.

На что любят смотреть новорождённые

Родители должны активно содействовать совершенствованию зрительных функций у ребёнка. Комната, где находится детская кроватка должна быть хорошо освещена. Кроватку устанавливают так, чтобы малыш мог видеть окружающие предметы со всех сторон.

Нужно понимать, что первое время глаз ребёнка воспринимает только чёрно-белые изображения, цветовое восприятие предметов формируется к 3 месяцам. Красный и жёлтый цвета кроха начинает распознавать в первую очередь, синий и зелёный — значительно позднее. Это следует учитывать при выборе развивающих игрушек.

Как привлечь внимание, как тренировать и развивать зрение

Когда малыш достигнет возраста 4 недель в кроватку вешают погремушки. Расстояние до глаз грудничка должно составлять 40 см. До трёх месяцев тренировку зрения проводят с помощью чёрно-белых картинок: прикрепляют изображения к стенкам кроватки, детскому мобилю. Контрастные изображения перемещают в разные стороны, добиваясь фиксации взгляда.

Детям старше 3 месяцев пищащие игрушки заменяют бесшумными, цветными. Ребёнок должен брать их в руки, соединяя в головном мозге цепочки тактильных ощущений с изображением.

После полугода детям следует предоставлять свободу передвижения. Стереоскопическое зрение значительно быстрее формируется у активно двигающихся малышей. Ежедневные прогулки исключительно важны: ребёнок постепенно познаёт мир за пределами дома, ультрафиолет благотворно влияет на развитие зрительных органов.

Наблюдение у специалистов

Первый осмотр детским врачом проводится в роддоме. Выявляются врождённые патологии органов зрения. Осмотр при рождении не даёт 100% гарантии, некоторые заболевания проявляются со временем.

В 1 месяц проводится осмотр врачом-офтальмологом в детской поликлинике:

  • проверка зрительных рефлексов;
  • обследование формы и размеров глазных яблок;
  • проверяется чистота (незамутнённость) хрусталика.

Следующий профилактический осмотр проводится в 3 месяца для недоношенных детей, для малышей, родившихся в положенное время — в 6 месяцев.

На осмотре происходит детальное обследование органов зрения:

  • оценка состояния глаз;
  • двигательная активность глазных яблок;
  • способность фокусирования глаз на предметах;
  • аккомодация, рефракция.

При необходимости решается вопрос: является имеющееся косоглазие физиологическим или требуется коррекция патологии.

Плановый осмотр в 1 год предусматривает исследование зрения малыша с помощью листа бумаги, покрытого чёрно-белыми полосками.

В полтора года оценку остроты зрения ребёнка проводят с применением диагностической детской таблицы Орловой. В дальнейшем, профилактические осмотры офтальмолога проходят 2 раза в год.

Причины для обращения к врачам

Предрасположенность к возникновению глазных патологий в раннем детстве:

  • генетическая наследственность;
  • недоношенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • курение и употребление беременной женщиной спиртных напитков;
  • иммунодефицит.

Поводом к посещению офтальмолога может служить:

  • в 1 мес. не наблюдается реакции сужения зрачка;
  • после 3 мес. глаза грудничка не фокусируются на предметах красного и жёлтого цвета;
  • в 4 мес. глазки малыша не следят за перемещающейся игрушкой;
  • сохраняющееся косоглазие после полугода;
  • в 5-7 мес. ребёнок не узнаёт лица родственников;
  • глазные яблоки имеют разные размеры, зрачки движутся произвольно, рефлекторно подёргиваются;
  • покраснение склер, гнойные и слизистые выделения из глаз.

При наличии глазных болезней у родственников первой линии риск возникновения патологии зрительной системы возрастает в полтора раза.

Полноценное совершенствование зрительного аппарата ребёнка оказывает положительное влияние на формирование других органов и систем, способствует гармоничному психомоторному развитию малыша. Действия родителей должны быть направлены на тренировку зрительного аппарата малыша, своевременное выявление и корректировку возможных отклонений.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Что и как видят новорожденные – особенности зрения

Родителям младенца нет необходимости получать диплом педиатра, но им нужно знать особенности развития ребенка, чтобы вовремя заметить возможный повод для обращения к врачу. Тема статьи – зрение ребенка первого года жизни. Давайте подробно разберемся, что и как видят новорожденные.

Общие сведения о зрительной системе

Чтобы понять особенности зрения новорожденного, и не волноваться из-за кажущихся проблем, нужно представлять работу зрительного аппарата. К нему относятся не только глаза. Принятая ими информация проходит сложные преобразования.

Зрительный образ передается в соответствующие участки мозга, и там интерпретируется, формируя картинку.

Особенности зрения у новорожденных зависят не только от строения глаз, но и от развития мозга.

Зрение в период развития плода и сразу после родов

Доказано, что на свет плод реагирует еще до рождения. УЗИ показывает, что еще не рожденный малыш отворачивается от источника яркого света.

Сложно сказать, когда начинают видеть новорожденные. Все зависит от того, что подразумевается под «видеть». Для младенца первых дней жизни окружающий мир – набор расплывчатых пятен. Это своеобразный защитный механизм, предусмотренный природой.

Представьте себе, какое количество новых ощущений испытывает крошечный человек при рождении. Не до конца развитое зрение предохраняет его от обилия визуальных раздражителей. На первом этапе адаптации ребенку вполне достаточно пятен.

Анатомические особенности

Что и как видят новорожденные дети до 1 месяца, определяется строением их глаз. Например, глазные яблоки малыша занимают значительно меньшую площадь глаза, чем у взрослого, и несущие картинку лучи попадают не на сетчатку, а за нее.

Слезные протоки не сформированы, и слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами. Эти особенности делают глазки малыша очень уязвимыми к воспалениям и инфекциям.

Необходим тщательный гигиенический уход, так как подобные заболевания могут серьезно повлиять на качество зрения в дальнейшем.

Когда новорожденный начинает видеть

На свет младенец реагирует с рождения, причем от интенсивного света он будет защищаться – отворачиваться, жмуриться, сердито плакать. А вот острота зрения новорожденного ребенка очень низкая.

Повышенная преломляющая способность хрусталика вызывает у новорожденных физиологическую дальнозоркость. Неделю-две фокусировка взгляда отсутствует, но примерно через 10 дней грудничок способен зафиксировать взгляд на несколько секунд.

Примерно через 2-3 недели малыш начинает реагировать на предметы, на крупные черно-белые картинки. Не выяснено, как ребенок в 1 месяц видит другие цвета, реагировать на красочные предметы он начинает позже, через несколько недель.

Изменение зрения у новорожденных по месяцам

Зрительная система ребенка, как, впрочем, и весь его организм, постепенно развивается и укрепляется. Рассмотрим, что именно и как видят младенцы по мере подрастания.

Возраст (месяцы)Что видит младенец
1Взгляд становится осмысленным. Ребенок способен фокусировать взгляд, следить за крупным предметом на удалении не более 60 см.
2Может подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, следит за его перемещениями. Узнает маму и других членов семьи.
3Появляется реакция на цвет, его внимание привлекают яркие игрушки. Распознает красный и желтый цвета. Поворачивает глазки вслед за движением игрушки.
4Может долго рассматривать понравившуюся игрушку. Начинает различать синий, зеленый, а затем и другие оттенки. Формирование зрения идет параллельно со становлением моторики – ребенок пытается ухватить то, что его заинтересовало
5Формируется стереоскопическое зрение – малыш способен ориентироваться в пространстве, зафиксировать взгляд на игрушке, оценить расстояние до нее и дотянуться. Он видит предметы вблизи и вдали, узнает людей и предметы. В этом помогает и возросшая мобильность – ребенок переворачивается, ползает, пытается вставать. Расширяется цветовая гамма.

Первый год жизни – самая ответственная и интенсивная пора формирования зрительной системы. Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить, как видит ребенок в 3 месяца, в 6 месяцев и в год. Зрение годовалого ребенка уже во многом напоминает зрение взрослого человека.

Физиологическая дальнозоркость, остающаяся после родов, окончательно исчезает в среднем к 3 годам. Но полностью формирование зрительной системы заканчивается только к 6-7 годам.

Наблюдение у врача

Первую реакцию новорожденного на свет и состояние глазок проверяет неонатолог вскоре после родов. Благодаря этому большинство проблем выявляются еще в роддоме, и ребенок сразу направляется к специалисту.

Первый осмотр у офтальмолога рекомендуют проводить в месячном возрасте. Врач внимательно осматривает глазки младенца, оценивая состояние зрачка, глазного яблока, хрусталика. Кроме того, специалист проверяет зрительные рефлексы малыша.

Если зрение ребенка развивается нормально, следующий осмотр можно проводить уже в полугодовалом возрасте (но при необходимости врач может порекомендовать повторный визит в 3 месяца).

Детский офтальмолог исследует глазное дно, проверяет, как малыш фокусирует взгляд, синхронность, двигательную активность глаз и другие параметры.

Затем следуют визиты к врачу в год и полтора года. В этом возрасте уже можно определить остроту зрения по специальной таблице с рисунками разной величины. При выявлении отклонений для лечения подросшего ребенка можно применять специальную офтальмологическую аппаратуру.

При нормальном зрении достаточно посещать офтальмолога раз в год. Если какие-то симптомы вызывают тревогу родителей, то можно приходить на осмотр каждые 6 месяцев. Профилактические осмотры помогут вовремя заметить появление патологии и вылечить ее.

Развитие зрения младенца

Забота о глазах новорожденного заключается не только в их гигиене, хотя уход, безусловно, важен. Необходимо заботиться и о развитии зрительной системы.

Комната новорожденного

Младенец должен с первых дней находиться в светлом помещении. Стены и потолок лучше оформить в светлых тонах. Не нужно закрывать окно от дневного света плотными шторами, солнечные лучи полезны малышу. Но яркие лампы и другие источники резкого света, а также отражающие свет зеркала от кроватки нужно убрать.

Желательно ставить кроватку так, чтобы малыш привыкал видеть окружающие его предметы и людей со всех сторон. Обилие визуальной информации стимулирует развитие ребенка.

Первое время привлекать внимание новорожденного игрушками бессмысленно. Но уже на 4 неделе можно прикреплять к кроватке погремушки – на расстоянии около 40-50 см от глаз.

Малыша нужно окружать яркими предметами, различными по окраске, размеру, форме. Периодически их можно менять местами, добавлять новые, чтобы привлечь внимание ребенка и изменить нагрузку на глаза.

Тренировка зрительной системы

Родным нужно общаться с младенцем в период кормления и игры, наклоняясь к нему, привлекая его внимание. Положительные эмоции стимулируют малыша фокусировать взгляд на родных лицах.

Для тренировки глаз можно использовать мобиль. На первые месяц-два его подвески лучше заменить на крупные черные и белые детали. А вот яркая или часто мерцающая подсветка мобиля будет лишней.

С первых месяцев можно показывать младенцу картинки. Для возраста 1-3 месяца подойдут крупные черно-белые изображения.

Позже, когда младенец начинает видеть цвета, его заинтересуют цветные рисунки. Сопровождающее показ общение, ласковые пояснения очень важны для психоэмоционального развития младенца.

Очень полезны прогулки, так как солнечный свет благотворно влияет на развитие зрительной системы. К тому же подросший ребенок, бодрствуя во время прогулки, получает огромное количество визуальной информации.

Когда обращаться к врачу

Особенности зрения новорожденных затрудняют выявление проблем в домашних условиях. Внеплановый визит к офтальмологу может понадобиться, если:

  • у месячного ребенка не сужается зрачок при ярком свете, направленном в лицо;
  • в три месяца ребенок не реагирует на крупные яркие предметы, интересуясь только звучащими предметами – игрушки-пищалки, погремушки, музыкальные;
  • в четыре месяца не провожает глазами движущиеся игрушки;
  • после пяти месяцев не выделяет членов семьи среди чужих людей, не тянется к игрушкам;
  • в год не замечает удаленные движущиеся объекты – кошек, птиц;
  • ярко выражено косоглазие;
  • заметно непроизвольное движение зрачков;
  • на роговице образовались пятнышки;
  • наблюдается слезотечение, гнойные выделения, покраснение век.

Дорогие родители, эти признаки – не повод для паники, но повод получить квалифицированную консультацию врача.

Заключение

Грамотное внимание родителей к младенцу поможет избежать многих проблем, в том числе и со зрением. Зная, как видят новорожденные и как формируется их зрение, даже неопытная мама сможет проследить правильность развития зрительной системы малыша.

При обнаружении какой-либо проблемы следует немедленно обратиться к врачу. Подавляющее большинство заболеваний глаз поддаются коррекции, причем тем легче, чем раньше начато лечение.

Надеемся, статья помогла вам, дорогие читатели, разобраться в том, что и как видят новорожденные. А у вас есть опыт подобных занятий с младенцами? Нам очень интересен ваш опыт, опишите его в комментариях.

Первая неделя новорожденного

Первая неделя жизни новорожденного — очень важный и ответственный этап, когда малыш начинает жить не в животике у мамы, а в большом мире. Адаптация к новым условиям проходит быстрее, если мама уделяет малышу много внимания и ласки, тщательно следит за гигиеной ребенка, чистотой его вещей, посуды и комнаты.

Физические параметры малыша в первую неделю

Как выглядит ребенок в первую неделю

У новорожденного малыша еще нет пышных щечек и младенческой пухлости, кожа нежная, тонкая, после родов могут быть различные пятнышки и шелушения. Какие внешние особенности есть у новорожденных в первую неделю:

  1. Краснота кожи, эритема. Могут быть шелушение кожи на груди и животике, белые прыщики на личике. Если у малыша бледная кожа, нужна консультация врача, это могут быть признаки анемии, порока сердца, надпочечниковой недостаточности или кислородного голодания.
  2. На тельце ребенка есть тоненькие волоски, пух (лагуно). Количество и длина этого волосяного покрова полностью сменится и не должна смущать родителей.
  3. Окружность головы составляет 32-38 см. Если было ягодичное предлежание, у ребенка будет чуть приплюснутая макушка и выдающийся затылок. Если было головное предлежание, будет слегка вытянутый череп. После кесарева сечения форма головы остается неизмененной, правильной. Форма головы после родов восстанавливается и приходит в норму к концу недели.
  4. Размер большого родничка — 1-3 см, можно даже увидеть его пульсацию.
  5. Нормальный пульс у ребенка лежит в пределах от 100 до 175 ударов в минуту, доходя до 200 при плаче или сосании груди и снижаясь до 100 во время сна.
  6. Частота дыхания — от 30 до 50 раз в минуту.
  7. На кончике носа и крыльях могут быть бледно-желтые точки, просянки, просовидная сыпь. Она проходит довольно быстро.
  8. Слизистая рта розовая, чистая, влажная.
  9. Первую неделю тонус мышц тела малыша повышен. Он ослабевает со временем.
  10. Выделений из глаз быть не должно, слезки у ребенка появляются к трем неделям (плачет и кричит он пока без слез).
  11. Потовые железы неактивны, только начинают развиваться, новорожденный 7 дней после рождения не потеет, а к 7 дню железы начинают активно работать, гиперфункция потовых желез приводит к сильному потоотделению на шее, голове. У многих малышей из-за такой резкой активности появляется потничка по всем складочкам и в паховой области.
  12. К седьмому дню подсыхает и сужается пупочек.

Норма по весу и по росту

Рост ребенка в первую неделю равен 45-55 см.

В первые дни после рождения ребенок теряет в весе до 300 грамм. Нормальной считается потеря веса до 8% от первоначальной массы тела малыша. Потеря веса происходит из-за того, что кишечник освобождается от мекония (первородного кала), из-за потери жидкости через тонкую нежную кожу и небольшого стресса от смены среды обитания и типа питания ребенка.

После третьего дня малыш начинает набирать в сутки примерно по 20 грамм, через неделю приближаясь к прибавке в весе около 100 грамм.

Питание новорожденного в первую неделю

Педиатры рекомендуют кормить малыша не по расписанию, а по требованию (это актуально для малышей на грудном вскармливании, искусственникам важно правильно рассчитать норму пищи для малыша, чтобы не было не только голода, но и переедания).

  • объем желудка малыша очень маленький, поэтому он кушает немного, но часто;
  • в каждое кормление малыш может съедать разный объем молока, это нормально;
  • до 3-4 дня малыш съедает до 300 мл в сутки, а к концу недели — до 400 мл в сутки.

Норма мочеиспускания и стула в первую неделю:

  1. В первые сутки из новорожденного выходит меконий, первородный кал. Это густой, темный, смолянистый стул.
  2. Со второго или третьего дня ребенок начинает какать до 4-5 раз в сутки, содержимое подгузника — желтоватого цвета, с кислым запахом.
  3. На третий или четвертый день может быть расстройство стула. Через пару дней это проходит. Если расстройство затянулось или малыш выглядит болезненно, вызывайте врача, чтобы исключить другие возможные заболевания. Расстройство пищеварения может вызвать смесь, тогда ее меняют на другую, более подходящую малышу.
  4. У малыша на искусственном вскармливании частота стула — 1-2 раза в день, а запах более резкий, чем у грудничков.
  5. Мочеиспускание в норме составляет 4-6 раз в день первые двое суток, увеличиваясь к концу недели до 15-20 раз в сутки.

Рефлексы первой недели

Их наличие проверяет педиатр, но могут проверить и сами родители:

  1. Рефлекс Бабинского. Если надавить пальцем на подушечку стопы ребенка, он согнет пальчики на ножке. Если поглаживать стопу, как бы рисуя штрихи, пальчики будут растопыриваться.
  2. Защитный рефлекс проявляется в том, что малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, когда его выкладывают на животик.
  3. Рефлекс опоры. Если малыша поддерживать и дать коснуться ножками опоры, он автоматически поднимет ногу, сделав шаг.
  4. Рефлекс Моро. При громком звуке малыш выгибает спину дугой, раскидывает ручки и ножки, иногда кричит.
  5. Хватательный рефлекс можно заметить, если надавить на ладонь ребенка — он сразу сильно обхватит ваш палец.
  6. Сосательный рефлекс.
  7. Рефлекс Галанта проявляется с 5-6 дня, если провести по спинке малыша вдоль позвоночника, он выгибается дугой.
  8. Хоботковый рефлекс. Если коснуться пальцем губ малыша, он вытянет губы вперед.
  9. Поисковый рефлекс. Если погладить уголок рта малыша, он опустит губку, повернет голову и отклонит язычок. Если надавить на серединку верхней губы, он откроет ротик.

Умения малыша в первую неделю после рождения

В первую неделю ребенок уже умеет довольно много, но большинство из умений непроизвольные. Малыш может:

  • непроизвольно смыкать пальчики и ручки;
  • фокусировать взгляд на расстоянии от 5 до 15 см;
  • оживляться при появлении мамы или папы;
  • держать головку несколько секунд;
  • непроизвольно улыбаться;
  • различать темноту и свет.

Что способен видеть малыш

После рождения зрение малыша формируется не сразу. Оно слабое, нечеткое, расплывчатое, новорожденный 10 дней еще не узнает людей, маму он чувствует по запаху и голосу.

Малыш хорошо различает предметы красной окраски или блестящие, следит глазами за тем, как они движутся.

Как развит слух новорожденного в первую неделю

Слух у малыша развит хорошо, гораздо лучше зрения. Он хорошо различает голоса мамы и папы. Может различать близкие и далекие шумы.

Что ощущает и воспринимает малыш в первую неделю

У новорожденного малыша уже есть чувство вкуса, ему нравится сладкое, а горькое действует на него возбуждающе. Он может отказаться от груди, если мама ела недавно острые или слишком пахучие блюда (лук, чеснок), потому что молоко приобрело другой привкус.

Малыш различает запахи. Маму он видит еще плохо, зато успокаивается от одного ее запаха рядом.

У малыша развита чувствительность к прикосновениям. Его можно успокоить ласковыми поглаживающими движениями. Он чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям.

Сон новорожденного в первую неделю

Малыш в первую неделю спит много. В сутки общая продолжительность сна составляет 16-18 часов. Ребенок спит около двух иногда трех часов подряд, прерывая сон на кормление и бодрствование.

Правильный уход за новорожденным

Важно поддерживать чистоту и почаще проветривать помещение.

Стирать детское белье можно только специальными детскими средствами, чтобы у малыша не было аллергии и раздражения. Пока не зажил пупочек, всю одежду малыша нужно проглаживать.

Умывание, туалет носа, ушек, подмывание:

  1. Ежедневно утром малышу нужно умывать личико. Для этого достаточно намочить ватные шарики кипяченой водой, протереть глазки от наружного края к внутреннему, затем все личико. Вытереть кожу промакивающими, не трущими движениями.
  2. Корочки из носа убирают ватными жгутиками, смоченными кипяченой водой.
  3. Ушки чистить палочками ватными запрещено. Только ватными жгутиками, нечасто, очищая наружный канал, глубоко забираться не нужно. Ежедневно нужно протирать за ушками и смазывать там кожу детским кремом.
  4. Подмывать малышей нужно регулярно утром после сна и после каждого испражнения. Делают это под проточной водой, чтобы не занести с испражнениями инфекцию в мочевыводящие пути. Кожу после умывания нужно промакнуть насухо.
  5. Подгузники менять регулярно, пока пупочек не зажил, следите, чтобы подгузник не прикрывал его и не натирал, для этого верхнюю часть подгузника подворачивают.
  6. Несколько раз в день оставляйте малыша без подгузника, чтобы кожа подышала. Но делать это можно только в теплом помещении, ведь кожа малыша еще слишком тонкая и нежная, не допускайте переохлаждения.

Купание малыша

Пока не зажила пупочная ранка, купаться нужно в кипяченой воде с добавлением марганцовки. Марганцовку разводят отдельно, чтобы кристаллы марганца не попали на кожу малыша. Цвет у воды в детской ванночке должен быть слегка розовый. Купают малыша ежедневно, в теплой воде 37-38 °С, помещение тоже должно быть теплым, чтобы малышу было комфортно. Хорошо промывайте все складочки. Потом их нужно просушить и аккуратно припудрить присыпкой.

Обработка пупочной ранки

Минимум раз в день обязательно нужно обрабатывать пупочек малыша. Делают это ежедневно после купания. Сначала в пупочек закапывают перекись водорода, оставляют на 20-30 секунд. Затем просушивают ранку ватным тампоном. После этого пупочек хорошо смазывают зеленкой.

Как общаться с ребенком в первую неделю

В первую неделю ребенку еще не важны игры, игрушки и развлечения. Самое важное для него — чувствовать заботу и нежность мамы. Что делать родителям:

  1. Можно повесить над кроваткой музыкальную карусель или яркие крупные погремушки красного цвета. Звук карусели должен быть приятным, негромким.
  2. Пойте ребенку колыбельные, разговаривайте с ним.
  3. Включайте негромко спокойную классическую музыку.
  4. Поглаживайте малыша при переодевании, обнимайте его, пусть он чувствует вашу любовь.

В первую неделю новорожденный адаптируется к большому миру. Если в вашем доме царят любовь и спокойствие, эта адаптация будет мягкой и быстрой. Здоровья вам и вашему малышу!

Читайте также:  Единовременное пособие на ребенка в 2020 году: куда обратиться с перечнем обязательных документов?
Ссылка на основную публикацию