Что должен уметь ребенок в 4 месяца: обзор основных навыков

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Четырехмесячный малыш переходит на новый этап развития. У него стремительно развиваются органы чувств, повышается уровень осознанности и тактильных ощущений. Он начинает живо реагировать на близких людей и окружающий мир. Родители понимают, что настало время развивать кроху и интересуются, что должен уметь ребенок в 4 месяца и как правильно сформировать его игры и режим дня.

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов. Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать.

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • самостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

Средняя прибавка веса в этом возрасте составляет 700 грамм, а рост увеличивается на 2,5 см.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  • появление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

В эмоциональном плане грудничок очень тесно привязан к маме, вот почему именно ей придется развивать его умения в дальнейшем.

Общительность — признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

  • фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
  • реагировать на свое имя и оклик взрослого;
  • узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
  • оживляться при звуках любимой мелодии;
  • подпевать пению мамы;
  • привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
  • возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
  • улыбаться собственному отражению в зеркале;
  • «поддерживать» разговор разнообразным гулением;
  • «разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Крохе нравится играть с бумагой и игрушками с сенсорными наполнителями.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Основные направления домашнего развития

Даже если ребенок физически активен и общителен, не нужно думать, что он будет развиваться и совершенствовать новые навыки самостоятельно. Лучший способ поддержать его на этом пути — разнообразные совместные игры, гимнастика и общение. Заниматься нужно ежедневно, когда малыш сытый, сухой и выспавшийся.

В качестве основы необходимо присутствие в ежедневном распорядке дня утреннего и вечернего массажа, купания и прогулок. Для улучшения двигательной активности нужно расширить пространство для движений и класть малыша на пол или в широкий манеж, чтобы ему было где переворачиваться и готовиться к ползанию.

Ранняя физкультура

Развивать физическую форму лучше всего разными играми, которые полезны и для эмоциональной сферы, поскольку вызывают положительные эмоции. Чтобы сделать их интереснее, необходимо задействовать дополнительные предметы:

  1. Надувной яркий мяч. Упражнения с ним помогут укрепить руки, ноги и пресс. Малыш может вращать мячик руками и ногами, стучать по нему, отталкиваться стопами и просто рассматривать интересные рисунки.
  2. Фитбол. На нем удобно раскачиваться на животе и спине, но при условии, что мама крепко придерживает за ножки и спинку. Это способствует развитию координации и равновесия.
  3. Яркая погремушка. Игра «Потягушки за игрушкой» начинается с потрясывания погремушками перед ребенком. Он обязательно заинтересуется и захочет их схватить. Вначале можно ему это позволить, а затем отвести игрушку в сторону, побуждая его тянуться за ней до поворота на бок. Упражнение полезно выполнять деткам, у которых наблюдаются трудности с переворачиванием. Если кроха уверенно держит головку в положении лежа на животе, то игрушку кладут перед ним в отдалении, чтобы побудить его раскачивать корпус и тянуться за ней.
  4. Резиновая пищащая игрушка. Она должна быть мягкой, чтобы малыш научился сжимать ее руками и получать звуковой эффект. Это занятие развивает силу пальцев, хватательный рефлекс и очень нравится детям.

Развивающую гимнастику для ребенка в 4 месяца должна делать мама, поскольку она проведёт упражнения мягче и бережнее, чем папа. Утренняя и вечерняя зарядка должна проходить в игровой форме и сопровождаться веселыми песенками, стишками и потешками. Упражнения довольно легкие, при ежедневном выполнении по 5—10 раз их польза будет очевидна:

  • ручки вверх-вниз, одновременно и по очереди;
  • обнимашки — развести ручки и обхватить корпус малыша;
  • приподнять на 30 градусов — дать указательные пальцы, а когда ребенок уцепится за них, слегка приподнять его корпус от поверхности;
  • стопы вверх-вниз и аккуратное вращение каждой из них по часовой стрелке;
  • «ножницы» — попеременное и плавное скрещивание прямых ножек;
  • прямой угол — поднимать обе ноги вверх перпендикулярно поверхности;
  • «велосипед» — вытянуть одну ножку вперед, а вторую согнуть в колене, постепенно переходя к непрерывным вращательным движениям.

Знакомая всем игра в «Сороку-ворону» полезна не только для знакомства с пальчиками, но и для развития системы пищеварения. На ладонях есть проекции всех внутренних органов человека. Круговой массаж во время игры благотворно влияет на кишечник, способствуя мягкой дефекации.

Мелкая моторика и органы чувств

Разнообразие тактильных ощущений жизненно необходимо для правильного мировосприятия четырехмесячного крохи. Сенсорный кубик, каждая стенка которого выполнена из разнофактурных тканей с шуршащими вставками и аппликациями, колокольчиками и короткими веревочками, можно купить или сделать самостоятельно, обклеив коробку от молока необходимыми материалами.

Малышам нравится мять в руках маленькие мешочки с различными наполнителями — крупами разных размеров и шуршащей жесткой бумагой. Это дает мозгу необходимые впечатления для формирования логических и сенсорных цепочек восприятия. Есть много простых и увлекательных для малыша игр, которые развивают органы чувств:

  1. Прятки. Мама прячет лицо в ладонях, спрашивая при этом: «Где я?» или «Где мама?». Потом она открывает ладони и улыбается. Можно также прятаться под пеленкой или закрывать личико малыша на долю секунды. Несмотря на простоту, эта игра формирует доверие к окружающему миру, ведь ребенок понимает, что даже после исчезновения мама появится снова.
  2. Знакомство с музыкой. Понадобится большое количество простых музыкальных инструментов: колокольчик, барабан, бубен, ксилофон, дудочка. Можно также использовать неваляшку и погремушки. Необходимо показать малышу, какие звуки издает каждый инструмент, а затем постараться повторить их словесными междометиями.
  3. Книжки с животными. Кроха обязательно заинтересуется яркими картинками и будет слушать рассказ мамы о каждом персонаже.
  4. Мыльные пузыри. Во время прогулки или купания в ванночке можно пускать их по одному или сразу несколько, показывая ребенку, как красиво они летят и опускаются на его ручки. Он с интересом будет следить, как пузыри появляются и лопаются.
  5. Части тела. Уже можно показывать малышу разные части тела, дотрагиваясь его ручкой до носа, ушей, ротика и называя их. Хорошо также продублировать действия на себе или любом родственнике.

Главное условие для успешных занятий — любящая атмосфера. Многие родители чересчур настойчивы в стремлении научить всему, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Развитие мальчиков и девочек не может идти по одинаковому алгоритму. Девочки более восприимчивы и раньше начинают издавать звуки, тогда как мальчикам требуется больше занятий для развития сенсорной системы. Не стоит переживать, если ребенок не выполняет все упражнения с одинаковым успехом.

Причины для волнений

При регулярных занятиях и зарядке даже недоношенные на пару месяцев детки начинают соответствовать средним нормам развития. Не нужно думать, что если ребенку всего несколько месяцев, то он все равно не поймет стихов и песен. Малыши воспринимают их на невербальном уровне целиком, а польза от таких занятий придет немного позже.

Очень эффективна небольшая логопедическая гимнастика, при которой взрослый меняет положения губ, словно произнося по очереди гласные звуки, показывает язык и поворачивает его кончик в разные стороны. Малыш будет наблюдать за этим с интересом, а затем, возможно, попытается повторить, что весьма полезно для его речевого аппарата.

Однако существуют очевидные несоответствия нормам четырехмесячного возраста, которые потребуют усиленных занятий или лечебной коррекции. Стоит насторожиться, если ребенок:

  • не может держать голову вертикально;
  • не оживляется при появлении родителей;
  • не реагирует на незнакомых людей;
  • не интересуется игрушками;
  • не фиксирует взгляд на собеседнике;
  • не гулит и не улыбается;
  • лежит неподвижно и не поворачивает голову.

Даже один из этих симптомов является поводом для немедленного обращения к неврологу и педиатру. Специалисты помогут исключить серьезные заболевания или назначат лечение, которое будет тем эффективнее, чем раньше его начать.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: обзор основных навыков

Четвертый месяц в жизни каждого малыша — ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.
Читайте также:  Гимнастика для грудничков: назначение, основные правила, комплексы упражнений

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более — кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность — только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно — в уменьшительно-ласкательной форме, всегда — с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите — в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним — и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке?

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, что умеет ребёнок в 1 месяц.

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается ребёнок в 2 месяца и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит развитие ребёнка в 3 месяца.

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.
  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Рефлексы

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Питание

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

Развивающие занятия

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные методики раннего развития детей.

Интересная и очень информативная статья психолога, в которой подробно описываются самые первые игрушки малыша — погремушки.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.


Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти. Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения. Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Грудничок осознанно улыбается

Основные навыки

Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.

Читайте также:  Как научить ребенка ползать самостоятельно?

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
  • Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
  • Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
  • Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
  • Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
  • Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
  • Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
  • Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.

Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны. Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.

Малыш пробует дотягиваться до игрушек

Отличия девочек и мальчиков

Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.

Особенности развития мальчиков и девочек

СфераМальчикиДевочки
Внутриутробное развитие и родыЭмбрион подвержен большему стрессу и риску преждевременных родов, ему приходится бороться за выживание.

Мозг мальчика настроен на совершенствование и прогресс.

Быстрее развиваются после родов.

Рождаются более зрелыми и приспособленными.

Мозг девочки настроен на выживаемость.

ФизическаяДыхание – брюшное.

Легкие больше по размеру, чем у девочек.

Лучше видят левым глазам.

Пространственное зрение более развито.

Распознают синий спектр цветов.

Аудиалы.

Дыхание – грудное.

Выносливее, чем мальчики.

Хорошая реакция на громкий звук.

Лучше распознают лица.

Два глаза развиты одинаково, зрение – периферийное.

Распознают красный спектр цветов.

Раньше начинают говорить, словарный запас более развитый.

Визуалы.

ПсихическаяМедленнее созревает левое полушарие.

Наглядно-образное восприятие.

Медленнее созревает правое полушарие.

«Речевое» восприятие мира, ввиду раннего навыка говорить.

ЭмоциональнаяБолее неспокойны и меньше спят.
Слезами реагируют на все новое вокруг.
Плач вызван обычно отсутствием внимания.
Девочки нуждаются в большем внимании и разговоре.

Основные навыки периода, что должен и может уметь малыш в 4 месяца:

  • Головка удерживается очень хорошо, кроха может рассматривать все вокруг длительное время. Начинает пробовать опираться на локти, приподниматься и стоять на руках.
  • Перевороты со спинки освоены полностью. Самые непоседливые карапузы пробуют ползать, помогая себе ножками.

Обратите внимание! Нельзя оставлять малыша на кровати или диване – в момент переворотов он может упасть.

  • Лежа на спине, пытается сесть, приподнимая голову и плечи. Можно пробовать стимулировать этот процесс и давать со своих рук ему игрушку – так укрепиться плечевой пояс.
  • Отрабатывает «пинцетный» захват. Малыш пытается ко всему прикоснуться, удержать руками, управлять ими. В кроватке кроха все трогает и стимулирует работу кончиков пальцев.
  • В моменты игры, общения начинает выражать эмоции: радость, удивление, тревогу или начинает плакать. Спектр эмоций становится шире.
  • Гуление становится длительным. Порой, просыпаясь ночью, он может долго разговаривать, вести «беседы» с собой. Произнося какие-то звуки, он пытается прислушаться к ним.

Физическое развитие

Этот месяц показателен в том, что большинство рефлексов угасает: пропадает хватательный рефлекс, малыш сам выбирает, какую игрушку ему взять. Параметры веса и тела прибавляются: масса тела может вырасти на 750 граммов, рост – на 2,5 см.

Краткая таблица физических показателей

Какие есть проявления в физике:

  • Кроха перестал «цвести» – прыщики исчезли.
  • Усиливается слюноотделение. Это происходит по причине того, что кроха пытается все попробовать на «зуб», тянет все в рот. У некоторых малышей могут начать появляться зубки в 4.5 месяца.

Дополнительная информация. Стоит убирать подальше от малыша мелкие детали, игрушки, пуговицы и горошины – малыш может ими задохнуться либо проглотить.

Восприятие окружающего мира

К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

С любопытством малыш изучает все вокруг

Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно.

Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

Социальные навыки

Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.

Что нужно освоить младенцу в социальном плане:

  • Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
  • Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.

Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

  • Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
  • Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
  • Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
  • Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
  • Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
  • Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.

Дополнительная информация. Особенную радость приносит маме и папе «комплекс оживления» крохи: увидев родителей, он начинает смеяться в голос, барахтаться конечностями и пытаться ухватить руки любимых близких.

Психоэмоциональное развитие

У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.

Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:

  • Оживление при виде знакомых лиц.
  • Увидев маму, радостно щебечет и гулит.

Ребенок всегда рад своей маме, излучает радость и улыбку

  • Радуется своему отражению.
  • Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
  • К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
  • Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
  • Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
  • Прислушивается при произношение своего имени.
  • Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
  • Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение.

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Когда стоит беспокоиться

Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
  • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
  • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
  • Нет интереса к игрушкам и играм.
  • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

  • Не переворачивается или не пробует.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

Видео

Что умеет делать каждый ребенок в 4 месяца: базовые навыки и основы развития мальчиков и девочек

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев – период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: что в норме умеет делать ребенок в 5,5 месяцев?). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну – от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: 3 месяца ребенку: что он должен уже уметь?). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине – на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.

Ведущие социальные проявления

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: когда новорожденный ребенок начинает смеяться?);
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом – обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет – как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.

Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами – может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы “Маленький Леонардо” в своей видео-школе:


Развитие мальчиков и девочек в 4 месяца, или что должен уметь делать ребенок

Все заботливые родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался своевременно и правильно. Каждый месяц грудничок меняется, овладевает новыми способностями.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Это поможет родителям понять, нормально ли развивается кроха, на что делать акцент при проведении занятий с ним.

Физические показатели девочек и мальчиков в четыре месяца

Дети четырехмесячного возраста продолжают активно развиваться в физическом плане. Вес ребенка увеличивается в среднем на 700 грамм. Мальчики от рождения крупнее девочек. Их вес составляет около 6,7-8,4 кг. Масса тела представительниц слабого пола этого возраста достигает 6,1-7,8 кг.

Вес малышей становится больше на 3,6-3,7 кг относительно массы тела, которая была при рождении. Дети в 4 месяца вырастают примерно на 2 см. Рост мальчиков составляет 63,8-68,0 см.

Длина тела девочек равна 61,8-66,3 см. В среднем малыши становятся выше на 13 см в сравнении с периодом новорожденности. Постепенно проходит мышечный гипертонус: кроха выпрямляет ручки и ножки. Это позволяет ребенку овладевать новыми физическими умениями. Грудничок в 4 месяца уже меньше спит и больше бодрствует.

Продолжают совершенствоваться слух и зрение. Визуально ребенок становится более пропорциональным: окружность головы меньше или равна объему грудной клетки. Для оценки состояния физического развития ежемесячно ребенка осматривает педиатр. Нормативные показатели для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Параметр, в смМальчикиДевочки
Объем грудной клетки42,841,8
Окружность головы41,941,0

Физическое состояние младенца во многом зависит от таких факторов:

  • срок появления его на свет (недоношенные дети отстают в развитии);
  • тип вскармливания (грудное или искусственное), режим питания;
  • степень активности;
  • крепость иммунитета.

Навыки и умения 4-месячного малыша

В течение первого года жизни обычно проявляются врожденные патологии. Они могут сказываться на росте, весе, умениях младенца. Родителям полезно знать, что должен делать ребенок в 4 месяца. Это поможет выявить отклонения в развитии крохи на начальной стадии и вовремя обратиться к доктору.

Физические умения малыша зависят от крепости мышц, степени активности и любознательности, от того, как с ним занимаются родители. Несмотря на это, к четырехмесячному возрасту дети должны приходить с определенными навыками. Отсутствие ряда способностей расценивается как отклонение.

Вот что должен уметь ребенок в 4 месяца:

  • самостоятельно переворачиваться со спины набок;
  • уверенно и в течение долгого времени удерживать головку, поворачивать ее в разные стороны;
  • лежа на животе, приподнимать корпус;
  • хватать руками интересующие предметы, рассматривать их;
  • активно двигать конечностями в периоды бодрствования;
  • отличать родных людей от незнакомых, настораживаться при виде последних.

Некоторые дети в 4 месяца умеют переворачиваться со спины на живот.

Психологическое и эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети становятся более эмоциональными. Они начинают выражать свои чувства осознанно, а не рефлекторно. Родителям уже легко понять, когда кроха радуется, грустит или злится. Когда грудничок счастлив, он улыбается и громко смеется. Нетерпение крохи выражают громких вздохом.

Малыши этого возраста сильно привязаны к матери: теряя ее из виду, они начинают переживать и плакать.

С опаской дети относятся к незнакомым лицам: при их присутствии они настораживаются, замирают, прислушиваются, тянутся к матери. Груднички реагируют на свое имя, узнают родителей по голосу.

Дети способны в течение непродолжительного периода играть самостоятельно, но предпочитают проводить время с родителями. В 4 месяца малыши начинают понимать разницу между предметом и его отражением в зеркале. Дети становятся более любознательными. Умеют различать цвета.

В течение длительного времени они могут концентрировать внимание на интересующем предмете. В период бодрствования малыши изучают окружающую среду. Дома кроха чувствует себя спокойно, в безопасности. Незнакомая обстановка его пугает. В 4 месяца дети активно гулят, произнося различные звуки.

Отклонения от норм

Если ребенок не овладевает теми навыками и умениями, которые должны у него присутствовать в 4 месяца, родителям стоит насторожиться. Возможно, у малыша имеются проблемы со здоровьем. При наличии отклонений важно срочно обращаться к доктору.

  • ребенок постоянно спит и не проявляет двигательной активности;
  • кроха не выражает эмоции, апатичный;
  • малыш не произносит никаких звуков;
  • грудничок не может держать головку;
  • младенец не узнает маму с папой, не реагирует на появление в доме незнакомых людей;
  • эмоции ребенок проявляет неосознанно либо не выражает свои чувства совсем;
  • малыш не реагирует на свое имя, различные звуки;
  • кроха не пытается самостоятельно переворачиваться со спины набок;
  • у грудничка отсутствует интерес к окружающему миру, игрушкам.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия. Важно развивать младенца всесторонне. Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме.

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша кукольный спектакль.

Развитие речи

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Видео по теме

О том, что должен делать ребенок в 4 месяца, в видео:

Таким образом, четырехмесячные дети становятся более активными. Снижение гипертонуса открывает для них новые возможности. Родителям следует заниматься развитием своего чада. Делать это рекомендуется в игровой форме.

Акцентировать внимание стоит на совершенствовании мелкой моторики, речи, зрения, слуха, мускулатуры. Если, несмотря на все старания мамы с папой, ребенок отстает в развитии, тогда нужно обратиться к педиатру. Возможно, у крохи имеются врожденные патологии.

Читайте также:  Почему плачет новорожденный ребенок?
Ссылка на основную публикацию